ИЛЬДАР АБИТОВ, корреспондент:
Оказаться внутри подводного мира и заняться снорклингом, не выезжая на море. Возможно. И нет, это не компьютерная игра. Это картина. Современные технологии виртуальной реальности позволяют рассмотреть художественное произведение буквально со всех сторон.
«Рыбы» — одна из первых работ, которая была создана в рамках творческого челленджа среди петербургских VR-художников. Его запустила Надежда Бей. Вот уже 6-ой год она создает виртуальные картины и обучает всех желающих этому медиа искусству. В её виртуальной галерее — портреты, пейзажи, абстракции с мифическими сюжетами и героями популярных мемов.
НАДЕЖДА БЕЙ, VR-художница:
Одновременно это может быть и перфоманс, и живопись, и скульптура, и мне нравится это в виртуальной реальности. Потому что это инструмент, который не заставляет тебя выбирать какое-то четкое определение, а позволяет быть гибким и быть всем и сразу.
VR-творчество плавно проникает и в сферу классического искусства. В этом году Надежда стала участницей большого проекта в Русском музее. А её коллега – Татьяна Рыбина – недавно закончила работу над “VR-барышней”, воссоздала в трёхмерном пространстве известное полотно Бориса Кустодиева «Купчиха за чаем».
ИЛЬДАР АБИТОВ, корреспондент:
Очки, провода и компьютер – вот оно, снаряжение VR -художника. В качестве кисти – небольшой джостик. Я вместе с Надеждой попробую сейчас создать свою первую виртуальную картину. Итак, Надежда, с чего начнём?
НАДЕЖДА БЕЙ, VR-художница:
Надевайте шлем. Берите в руки контроллеры. На правой руке вам нужно нажать кнопочку под указательным пальцем и сделать движение рукой. Здесь можно рисовать, перемещаться, мы можем с вами видеть друг друга.
Объёмное мышление, пожалуй, самое важное качество, которым должен обладать медиа художник. А сам процесс больше напоминает лепку. Цветы, фигура человека или, например, исторические объекты. Алиса Николаева создала в виртуальном мире копии Дворцовой площади и Исаакиевского собора.
АЛИСА НИКОЛАЕВА, VR-художница:
Когда художник рисует на планшете, на компьютере или классически на мольберте, то постоянно какой-то цифровой шум может быть, визуальный шум, который его отвлекает. В VR же всё твоё зрение и всё твоё внимание погружено на объект. То есть вы надеваете шлем, и вы можете много часов вообще не замечать, что происходит в реальной жизни, и рисовать свою работу. То есть это удивительное чувство, за это очень сильно люблю VR.
НАДЕЖДА БЕЙ, VR-художница:
В целом проблема VR -художников в том, что это новый инструмент, и пока нет сложившейся практики, на которую можно ориентироваться, чтобы показывать свои работы. VR многие считают инструментом для игр или атракционов, но с ним можно делать гораздо больше. Нужно показывать людям, что искусство виртуальной реальности может быть интересным, захватывающим, и нести какой-то более серьезный посыл.
В начале 2024 года траты россиян на покупку очков виртуальной реальности выросли в 12 раз по сравнению с прошлым периодом. Современный мир явно движется в сторону перехода к 3D-контенту. Сочетая классические образы с новыми технологиями, музеи привлекают новую аудиторию. А у зрителей появляется возможность буквально проникнуть в голову художника и глубже погрузиться в историю картин.