В гостях у программы «Утро в Петербурге» Рустам Кабардоков, юрист.
Дарина Шарова, ведущая: В 2023 году объем российского рынка онлайн-образования вырос на 32% по сравнению с предыдущим годом и достиг 119 миллиардов рублей. Однако, есть и другая статистика: 85% слушателей онлайн-курсов бросают обучение еще до его окончания, также большинство никогда не применяют знания, полученные во время учебы на практике. Существует иллюзия, что покупка дорогого онлайн-курса автоматически обеспечивает нам какой-то карьерный рост, успех в профессии, хороший доход и так далее. К сожалению, это не всегда бывает так. Можем ли мы вернуть свои деньги, если нас по какой-то причине не устроило качество курсов? Какие законы нас в этом защищают?
Рустам Кабардоков, юрист: Конечно, можем вернуть деньги. Мы обсудим те законы, которые регламентирует эту деятельность. В первую очередь Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации», действующий с декабря 2012 года. Если же мы говорим про взаимоотношения онлайн-школ и учеников, то это Федеральный Закон «О защите прав потребителей» и Гражданский Кодекс, который регламентирует и спорные взаимоотношения.
Михаил Спичка, ведущий: То есть в данном случае мы расцениваем это как услугу, которую предоставляет онлайн-школа?
Рустам Кабардоков, юрист: Наверное, будет более корректно и правильно высказаться, что это образовательный продукт, который включает в том числе и услугу. Могут быть и просто какие-то материалы, которые предоставляются в рамках онлайн-школы, либо курса, поэтому больше это образовательный продукт.
Дарина Шарова, ведущая: Но на деле вернуть свои средства бывает не так просто, и обсуждают это в том числе в интернете. Например, один из таких примеров, Алина из Санкт-Петербурга: «Я столкнулась с такой проблемой, записалась на курсы, оплатила 50% стоимости обучения, пока они набирали группу, эти курсы стали для меня неактуальны. Учеба так и не началась, хотелось бы вернуть заплаченные деньги, но возвращать отказываются». Как стоит поступить в таком случае?
Рустам Кабардоков, юрист: Здесь достаточно простая ситуация — ученик еще не приступил к получению образования и в этом случае она может направить досудебную претензию, потребовать возврата денег в полном объеме. Я думаю, что даже если онлайн-школа откажется, никаких проблем с тем, чтобы это сделать уже не будет. Алгоритм действий следующий — сначала мы обращаемся в школу и требуем возврата денежных средств.
Дарина Шарова, ведущая: Должны ли мы лично прийти в школу или достаточно сообщения написать?
Рустам Кабардоков, юрист: Может быть и устное обращение, и телефонный звонок, письмо на электронную почту. Я все-таки рекомендую письменное обращение, чтобы в случае возникновения спора мы могли на суде доказать, что мы заранее обращались.
Михаил Спичка, ведущий: Какой следующий шаг?
Рустам Кабардоков, юрист: Следующий шаг – это обращение в суд, то есть после того, как мы направляем письмо, о том, что мы отказываемся от исполнения договора, выжидаем 10 дней по требованию закона. По истечении 10 дней мы уже обращаемся с исковым заявлением в суд. В зависимости от того, кто обращается, это будет либо суд общей юрисдикции, либо арбитражный спор, если потребитель, например, юридическое лицо.
Дарина Шарова, ведущая: Что делать, если обучение началось, но нам не нравится? Что делать в этой ситуации, если отказываются возвращать деньги?
Рустам Кабардоков, юрист: 95% лиц, которые обращаются в онлайн-образование, это физические лица. Их права защищаются законом «О защите прав потребителя». Он позволяет нам отказаться от исполнения договора на любой стадии и требовать возмещения и возврата денежных средств за исключением тех денег, которые пошли на расходы конкретно на этого ученика. Данные расходы должны быть понятными, раскрываться со стороны онлайн-школы и подтверждаться. Самая распространенная ошибка, когда онлайн-школа отказывается от возврата денежных средств, ссылаясь на то, что мы понесли расходы по аренде офисного помещения, по привлечению спикеров. В данном случае судебная практика сложилась таким образом, что эти расходы не применяются к вычету, то есть они не считаются расходами, которые были понесены конкретно с данным лицом. Считаются общие расходы, и они не подлежат удержанию.
Михаил Спичка, ведущий: Правильно ли мы вас понимаем, что онлайн-обучение можно прервать на любой стадии, и мы имеем возможность вернуть свои деньги?
Рустам Кабардоков, юрист: Да, онлайн-обучение можно на любой стадии прервать, вернуть деньги, в каких-то случаях в полном объеме. В тех случаях, когда уже школа понесла расходы, частично.