4 марта 1877 года состоялся первый в России выпуск женщин-врачей, окончивших Высшие врачебные женские курсы, организованные при Императорской медико-хирургической академии. Путь в медицину русской женщины был труден. Большинство мужчин считало: медицинская практика увлечёт женщин в бездну порока, да и вообще, дамам лучше обходить науки стороной.
АННА ВОЛЬКОВИЧ, старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела выставочной работы Военно-медицинского музея, кандидат культурологии:
В XIX и даже на рубеже XX веков многие мужчины-исследователи всерьёз полагали и даже экспериментально доказывали, что обучение наукам вредно для женского здоровья. Девушка, которая получает высшее образование может заболеть, может сойти с ума, даже умереть.
Кто пожелает такого своей любимой дочери? И любимые дочери, чтобы вырваться из отчего дома, десятками заключали фиктивные браки и устремлялись в европейские университеты, открывшие двери для студентов в юбке. Когда в России заволновались, куда уходят отечественные таланты, Александр II дал возможность им стать медиками у себя на родине – в мае 1872 года открылись Высшие врачебные женские курсы.
АННА ВОЛЬКОВИЧ, старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела выставочной работы Военно-медицинского музея, кандидат культурологии:
Сначала предполагалось, что там будут воспитывать, образовывать учёных акушерок, но в процессе обучения было решено, что курс будет, как можно больше приближен к курсу высших учебных заведений медицинского характера. И, более того, некоторые из медицинских предметов будут даваться даже более широко. Прежде всего — детские болезни, женские болезни.
Отмахнуться от результатов не могли даже скептики. Один из них писал: «Всюду, где только появлялись женщины-врачи, они проявили такую энергичную, благотворную и полную самопожертвования деятельность, что завоевали всеобщую симпатию». Но первые женщины-врачи отличились не только на ниве медицины. Например, потомственная дворянка и первая женщина-детский врач Анна Шабанова стояла у истоков российского движения за равноправие женщин, а имя Прасковьи Тарновской могло быть известно и Артуру Конан Дойлю и его знаменитому сыщику.
АННА ВОЛЬКОВИЧ, старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела выставочной работы Военно-медицинского музея, кандидат культурологии:
Прасковья Михайловна, которую европейцы звали Полин Тарновски, была европейски известна, потому что она стала первой в Европе женщиной врачом-криминалистом. И вообще, одной из родоначальниц медицинской криминалистики. Она написала несколько очень увлекательных, красиво иллюстрированных книг, посвящённых женщинам преступного мира.
Несмотря на успехи выпускниц Высшие врачебные женские курсы просуществовали лишь десять лет — мужчины не были готовы сдать позиции. Но упорства русской женщине не занимать. И спустя несколько лет в Петербурге открылся Женский медицинский институт. И если в Великобритании перед Первой мировой войной медиками числились около 500 женщин, то в Российской империи — более 2 тысяч. И этот процесс уже было не остановить.