Известно, что после выпуска из лицея с июня 1817 года Пушкин живёт вместе с родителями в Петербурге. Но где именно? Была найдена запись, сделанная рукой самого поэта в книге чиновников Коллеги иностранных дел «Александр Пушкин живёт у Калинкина моста в доме графа Апраксина». Дом был найден, мемориальная табличка повешена.
ДМИТРИЙ ГАМАЛИЯ, краевед:
Пушкин жил во многих городах, но только в Петербурге есть дом, про который точно известно что Пушкин здесь НЕ жил, но дом этот отмечен табличкой. Из-за чего возникает эта путаница: в описываемое время Апраксин владеет этим домом, но есть ещё один дом — на Фонтанке, которым Апраксин владеет, когда родители Пушкина туда въезжают. а потом, в течение жизни Пушкина, в этом доме владелец меняется, вместо Апраксина владельцем становится Клокачёв. Но тот «Дом Клокачёва», этот – «Дом Апраксина», здесь, наверное, жил.
—Ну а вот, собственно. настоящий дом Пушкина, в котором он жил с родителями.
—Да, ходили Пушкины, конечно, с парадного входа, поднимались на свой третий этаж. Так ли выглядело это пространство при Пушкиных, на самом деле мы не знаем — дом очень много раз перестраивался, менялось его убранство в соответствии с духом, но что-то здесь такое Пушкинское есть.
ДАРЬЯ БОГДАШКИНА, корреспондент:
Существует девять прижизненных портретов Александра Сергеевича, все они очень разные, каждый художник изображал своего Пушкина: какие-то черты мог смягчать, какие-то улучшать, говорить об объективности не приходится. И вот — сенсация: найдена единственная фотография поэта!
ЯНА ПОНОМАРЁВА, хранитель фонда фотографии Всероссийского музея А.С. Пушкина:
Конечно же это миф, общеизвестно, что фотография была открыта и запатентована в 1839 году на заседании Парижской Академии наук.
Самые ранние фотографии Пушкина относятся к 1860 году, это снимки портретов и гравюр с изображением поэта.
ЯНА ПОНОМАРЁВА, хранитель фонда фотографии Всероссийского музея А.С. Пушкина:
Это тоже любопытный такой снимок, выполненный с неизвестного оригинала, по одним данным это Александр Сергеевич Пушкин, по другим — это Сергей Соболевский, его близкий друг.
—Ставлю на Соболевского.
ДАРЬЯ БОГДАШКИНА, корреспондент:
Известное пятистишие «О, сколько нам открытий чудных….» входит во все собрания сочинений поэта. Ну, тут все ясно – стихотворение принадлежит Пушкину.
АЛЕКСАНДР БАЛАКИН, научный сотрудник Института русской литературы РАН (Пушкинский дом), кандидат филологических наук:
Ну посмотрите на рукопись. Где тут законченный текст? Всё, что у вас в книге это реконструкция — возможная, но гипотетическая.
В 1829 году Пушкин задумывает написать большую натурфилософскую поэму. Пишет строки «О, сколько нам открытий чудных готовит просвещения дух и опыт…» и бросает текст незаконченным. Остальное дело рук текстологов.
АЛЕКСАНДР БАЛАКИН, научный сотрудник Института русской литературы РАН (Пушкинский дом), кандидат филологических наук:
Текстологи, которые готовили академическое издание, решили, давайте попробуем собрать из этих вот кусочков что-нибудь более-менее законченное. Ага, видите, «и опыт — сын ошибок трудных» и «гений» — видите, вставлено — «парадоксов друг».
—Игра это просто.
—Да, игра «собери и будь Пушкиным», собери себе стихотворение Пушкина.
ДАРЬЯ БОГДАШКИНА, корреспондент:
Чем известнее автор, тем больше вымыслов и заблуждений накапливается вокруг него. В этом смысле Александр Сергеевич оставил далеко позади своих братьев по цеху, и ещё долгие годы мы будем развеивать мифы о Пушкине.