В гостях у программы «Утро​ в​ Петербурге» Наталья Бехтерева, врач-психиатр, психотерапевт, член координационного совета Российской Психотерапевтической Ассоциации, председатель этического комитета Российской Психотерапевтической Ассоциации.

Тимофей Зудин, ведущий: Проходят столетия, изобретены космические корабли, мобильная связь, но люди по-прежнему уверены, что события их жизни может предсказать набор картонных карточек. Каждый месяц маркетплейсы продают около 50 000 колод карт Таро. Спрос на курсы гадателей за последние три года вырос в 19 раз. Стоимость сеанса гадания от 50 рублей начинается за один вопрос. Между тем, жительница Сыктывкара дала гадателям на Таро 1 435 000 рублей. Какой же путь психологически нужно пройти от гадания на любовь, она начиналась с 850 до вот этой фантастической суммы?

Наталья Бехтерева, врач-психиатр, психотерапевт, член координационного совета Российской Психотерапевтической Ассоциации, председатель этического комитета Российской Психотерапевтической Ассоциации: Давайте немного абстрагируемся именно от карт Таро, потому что их функция сказать человеку, что с ним будет дальше — это про то, чтобы найти опору. Как правило, человек, который тревожен, который находится в режиме неопределенности, стресса, чем меньше определенности, тем больше человеку хочется, чтобы была какая-то опора. Наше общество в последнее время построено так, что нам говорят, что нам делать. Карты или любые предсказания хорошо вписываются, потому что мы перекладываем ответственность с себя на карты. В данном случае тип личности — это скорее тревожный, находящийся в режиме неопределенности и стресса, немного инфантильный и немного боящийся принимать ответственность на себя.

Тимофей Зудин, ведущий: Как наша психика находит в противоположных значениях карт что-то, что потом сбывается?

Наталья Бехтерева, врач-психиатр, психотерапевт, член координационного совета Российской Психотерапевтической Ассоциации, председатель этического комитета Российской Психотерапевтической Ассоциации: Она будет вытаскивать те ассоциации, которые у вас возникают в этот момент, притягивать то, что хотелось бы. Мы же на самом деле, даже когда идем к психологу, к тарологу, разговариваем с подругой, с мамой, с папой, мы уже знаем внутри ответ. Есть даже такое выражение в психотерапии, что на психотерапию приходят не только с вопросом, но и с ответом. Задача психотерапевта – дать человеку увидеть этот ответ, который внутри нас есть, потому что мы уже знаем, но боимся. Сложно это признать, сложно что-то увидеть и так, через ассоциации мы видим тот ответ, который бы хотели увидеть.

Тимофей Зудин, ведущий: Проведен эксперимент: сто дней картам задавался один и тот же вопрос. Фиксировали ответ, и он был всегда различным, каждый день. Неужели подобные выкладки не могут убедить людей, которые верят в магическую силу?

Наталья Бехтерева, врач-психиатр, психотерапевт, член координационного совета Российской Психотерапевтической Ассоциации, председатель этического комитета Российской Психотерапевтической Ассоциации: Есть такая сущность, как магическое мышление и оно есть у всех людей. Такое мышление возникает у ребенка, когда кажется, что наши желания, наша воля, может так влиять на внешнее, что все будет исполняться. Такая склонность к магическому мышлению есть у всех, и всем хочется верить в чудо. Нас же воспитывали на сказках, потому что это тоже про волшебство.

Тимофей Зудин, ведущий: Вы психотерапевт, вы человек науки, но описывают положительный эффект от карт Таро. Например, девушка пошла на вечеринку, ей раскинули там Таро, как развлечение такое. Таролог сказал, что все у нее получится и она решит все свои трудности. Пришла с этим чувством домой и приняла некоторые решения, на которые не могла решиться долгие годы. Как тут работает?

Наталья Бехтерева, врач-психиатр, психотерапевт, член координационного совета Российской Психотерапевтической Ассоциации, председатель этического комитета Российской Психотерапевтической Ассоциации: Тут же не карта сказала, а человек, который гадал, что все получится и она справится. Сколько в нашей жизни было случаев, когда наша подруга, друг, учитель, тренер, говорят слова поддержки и это работает. Зачастую таролог, он и есть психолог, потому что нужно же понимать в каком состоянии человек приходит и что ему сказать. Как психолог, он дает веру в себя и поддерживает, а любая поддержка нас окрыляет на самом деле. Особенно в мире, где сейчас поддержки не хватает. Когда человек чувствует теплые слова по отношению к себе, то вырастают крылья и кажется, что можно горы свернуть.

Ксения Бобрикова, ведущая: Наталья, депутат Государственной Думы Виталий Милонов предлагает запретить продажу карт и деятельность гадателей. Скажите, как вы к этому относитесь?

Наталья Бехтерева, врач-психиатр, психотерапевт, член координационного совета Российской Психотерапевтической Ассоциации, председатель этического комитета Российской Психотерапевтической Ассоциации: Я скептически к этому отношусь, честно говоря, потому что это же магическое мышление и очень сложно запретить человеку мыслить так, как он думает и верить в чудо. Можно запретить любое гадание, но у людей всегда будет желание найти опору вовне, если ее нет внутри. Скорее запрещать нужно не карты, а более ответственно смотреть, чтобы не попасться на мошенников и не очень хороших людей.