В гостях у программы «Утро в Петербурге» Святослав Савватеев, хранитель испанской живописи Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа.
Ксения Бобрикова, ведущая: Одним из громких событий в жизни Петербурга стало открытие выставки художников Золотого века Испании. Кроме представленных произведений из коллекции Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина, проект ознаменован воссоединением работ, которые в дореволюционную эпоху находились в собрании картинной галереи Императорского Эрмитажа и составляли пары, но после революции были разделены. Что такое парные картины и почему они оказались в разных музеях?
Святослав Савватеев, хранитель испанской живописи Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: Пары бывают разные, но в живописи, когда говорят о парных картинах, это означает, что картины написаны одним художником одного жанра, одного размера, и подразумевается, что они будут находиться в одном пространстве.
Тимофей Зудин, ведущий: Какие примеры парных картин можно привести из тех, которые сейчас воссоединены?
Святослав Савватеев, хранитель испанской живописи Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: У нас 4 пары. Они считались парными, когда поступили в Эрмитаж, но реальная пара только одна. Портреты Антонио де Переда — это условная пара, которая не попадает под определение парных портретов.
Тимофей Зудин, ведущий: Выставка называется «От готики до Гойи». Гойя — это начало XIX века. Ограничивается ли экспозиция этим периодом?
Святослав Савватеев, хранитель испанской живописи Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: Да, последняя работа по датам — «Портрет художницы Лолы Хименес».
Ксения Бобрикова, ведущая: Золотой век художников происходит именно в то время, когда в Испании политический и экономический кризис. Как такое вообще возможно?
Святослав Савватеев, хранитель испанской живописи Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: Данный период был долгий и кризис по отношению к самой Испании. До этого она была более 100 лет большой, сильной и богатейшей империей, поэтому кризис был относительным.
Тимофей Зудин, ведущий: Почему в начале XIX века в Европе, в России начинается настоящий бум и мода на испанское искусство?
Святослав Савватеев, хранитель испанской живописи Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: Испания всегда находилась на Западе, за Пиренейскими горами и была мало известна. Когда начались войны, французская армия вторглась на территорию Испании, и французские маршалы, генералы занимались настоящим грабежом. Они увозили ценности из церквей целыми обозами, и большое количество картин появились на аукционах.
Ксения Бобрикова, ведущая: Как можно понять, что это кисти испанских мастеров, глядя на их работы?
Святослав Савватеев, хранитель испанской живописи Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: Когда специалист смотрит на картину, он может уверенно сказать, что это Голландия, Фландрия, Испания, Италия. В Испании ограниченная гамма красок, и многие зрители отмечают, что выставка испанского искусства более интересна, чем итальянского. Хотя в Италии очень известная школа живописи. Все художники цельные, и эта цельность отличает их от других.
Тимофей Зудин, ведущий: Парные картины «Девочка с корзиной фруктов» и «Мальчик с собакой» представлены в экспозиции. В чем их парность и какова история их создания?
Святослав Савватеев, хранитель испанской живописи Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: Данная пара — единственная, которая была написана художником одновременно по заказу друга, фламандского торговца шелком из Антверпена Николас Амасур. Все стало известно из инвентаря имущества Николаса прижизненно, и в списке картин, которые ему принадлежат, описываются эти картины буквально. После смерти Николаса Амасура его сын составил инвентарь его имущества, и в списке картин они упоминаются другими словами. По композиции, по живописной манере мы видим, что это как будто части одного полотна.
Тимофей Зудин, ведущий: Какова судьба этих картин?
Святослав Савватеев, хранитель испанской живописи Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: Они были куплены при Екатерине II в Париже, и более 100 лет они были в Эрмитаже и висели вместе. Когда создавался музей ГМИИ, то часть картин была передана из Эрмитажа, в том числе 4 парные картины. На этой выставке они воссоединились.