В гостях у программы «Утро в Петербурге» Виктория Лучанинова, юрист.
Дарина Шарова, ведущая: Животных хотят запретить высаживать не только из поездов дальнего следования, но и из электричек. Перевозчики меняют правила после гибели на морозе кота Твикса, высаженного в Кирове из поезда Екатеринбург-Санкт-Петербург.
Михаил Спичка, ведущий: Резонансное событие привлекло внимание к безопасности перевозки животных. Звучат предложения даже наделить их такими же правами, как и пассажиров людей.
Дарина Шарова, ведущая: Ежегодно в электричках перевозят до полутора миллионов домашних животных, в поездах дальнего следования до 350 000 в год. Какие документы сегодня нужны на провоз животного?
Виктория Лучанинова, юрист: Сначала уточню, что исчерпывающий и актуальный перечень документов устанавливают железные дороги. По общему правилу, по территории Санкт-Петербурга мы можем путешествовать с мелкими домашними животными без сопроводительных ветеринарных документов. Бумажная квитанция и желательно ветеринарный паспорт, потому что у нас есть письмо Россельхознадзора о том, что должен быть ветеринарный паспорт с вакциной против бешенства.
Дарина Шарова, ведущая: В каких случаях его могут потребовать?
Виктория Лучанинова, юрист: Во всех. Дело в том, что, если мы говорим про электрички, полномочиями не обладают сотрудники электричек проверять, это действия таможенной службы и Россельхознадзора. Если мы говорим про поезда дальнего следования, обязательно ветеринарный паспорт и обязательные справки, ветеринарные свидетельства. Допустим, если животные путешествуют для выставки, там определенные формы: если в одном городе — форма № 5, если за территорию Российской Федерации выезжает справка № 1, или евросправка, если на территорию ЕС выезжает.
Михаил Спичка, ведущий: Сейчас в Госдуме обсуждается предложение, согласно которому животное хотят приравнять в правах к пассажирам. Какой сейчас статус у животных, это багаж?
Виктория Лучанинова, юрист: Да, по гражданскому законодательству у нас животные приравниваются к имуществу, это объекты гражданских прав. То есть, говоря простым языком, это наш багаж либо ручная кладь. Не отрицается, что они могут испытывать страх, боль или любовь к своему хозяину, то есть это определенная категория. Касаемо предложения Государственной Думы, здесь имеется в виду проработка наиболее эффективных правил перевозки, то есть говорить на сегодняшний день, что животные по своим правам приравниваются к правам пассажиров, преждевременно, потому что у нас животные не субъекты. Они не обладают субъективными правами и обязанностями, не несут ответственности. На сегодняшний день проработан порядок действий в случае, если животное потеряно. Насколько мне известно, он уже внесен в регламенты железных дорог.
Дарина Шарова, ведущая: Какими правами мы обладаем в случае, если наше животное пропало. Что мы можем сделать? Можем ли мы попросить объявить об этом по громкой связи? Вправе ли мы потребовать остановить состав?
Виктория Лучанинова, юрист: Попросить объявить по громкой связи можно, но наиболее эффективнее будет обратиться к сотруднику железных дорог. Соответственно, он по своей базе просмотрит, какие люди с животными проезжают, в каких купе. Можно спросить по всему поезду людей, потерялось ли животное. Если окажется, что все со своими животными и животное без хозяина, тогда его помещают в специальный контейнер, размещают в штабном вагоне и сообщают начальнику поезда. Потом до ближайшей крупной станции это животное высаживают, передают сотрудникам вокзала, и те уже вместе с зоозащитниками, сотрудниками питомника, либо ищут хозяина, либо ищут новый дом для питомца.
Михаил Спичка, ведущий: Сегодня мелкие домашние животные, имеется в виду кошки, собаки, птицы, их перевозят в ящиках, в корзинах, клетках, контейнерах. Где они должны находиться: на полу купе или на полках для ручной клади?
Виктория Лучанинова, юрист: Все зависит от того, что это за животное. Маленькие животные могут быть в переносках, которые соответствуют стандартам 180 сантиметров по длине, ширине и высоте, если не помещаются в эти переноски, животное считается крупным. Тогда нужен ошейник, намордник либо мы при покупке билета смотрим, какой вагон — у нас не каждый вагон предполагает провоз животных, за исключением собак-поводырей. Если это крупная собака, выкупаются все места в купе, и она может находиться на полу рядом с хозяином под его надзором. Если купе не выкупается, и мы берем одно место, то, соответственно, есть специальные места для ручной клади, но для животных.
Дарина Шарова, ведущая: Но если пассажир, например, едет на верхней полке, неужели мы можем разместить переноску с животным где-то там наверху, подвергая его опасности упасть?
Виктория Лучанинова, юрист: Нет, есть специальные вагоны, которые специально оборудованы для того, чтобы перевозить животных. Не в каждый вагон вас пустят.
Дарина Шарова, ведущая: Железнодорожники планируют персонифицировать перевозку для того, чтобы более предметно понимать, какие животные едут в поезде. Пока непонятно, каким образом будет происходить идентификация, но возможно, что будет механизм Face ID. Насколько это может усложнить жизнь хозяевам и защитить животных?
Виктория Лучанинова, юрист: Вы правильно отметили, что на сегодняшний день еще непонятно, каким образом будет происходить идентификация животного. Скорее всего, это выразится в дополнительных действиях при оформлении билета, то есть, вероятнее у места будет указание на категорию: кот, собака, хомяк, попугай. Про Face ID маловероятно, что это действительно будет включено. Скорее, будут просто дополнительные категории выделены, и, соответственно, это будет отражаться в базе сотрудников, в их мобильных приложениях. Сотрудники железной дороги уже будут видеть, кто конкретно проезжает: кот, собака и так далее.