В гостях у программы «Утро​ в​ Петербурге» Юлия Холодова, психолог, конфликтолог.

Мария Новикова-Охонская, ведущая: Во многих школах принято говорить, что мы здесь одна семья. Однако не обо всех детских коллективах можно сказать, что семья эта благополучная. Насмешки, издевки, а иногда и откровенная травля со стороны сверстников портят жизнь ученикам и становятся причиной серьезных психологических проблем, которые могут проявиться впоследствии. Объектом травли может стать абсолютно любой ребенок.

Николай Растворцев, ведущий: Ни одна компания, особенно подростковая, не обходится без распределения ролей, шуток, приколов и драк. Впрочем, через 5 минут они могут уже мирно сидеть и обсуждать какие-то темы, вместе идти в столовую, гулять. Как понять, где находится та грань, что вот это приемлемое общение, а где это буллинг?

Юлия Холодова, психолог, конфликтолог: Важно отличать конфликт от травли. Когда два ребенка что-то не поделили — это конфликт. У всех могут быть разные интересы и ценности, но, если мы видим, что ситуация проявляется неоднократно, а также от группы лиц по отношению к одному ребенку, который чаще всего не в силах защитить себя. Агрессор ведет себя так, что жертва не имеет возможности защититься, у нее не остается на это ни сил, ни способов, ни эмоций.

Николай Растворцев, ведущий: Иногда агрессор проверяет, можно ли обижать ребенка, и делает это несколько раз подряд. Возможно ли, если бы ребенок правильно ответил в первый раз, то агрессор выбрал бы целью другого?

Юлия Холодова, психолог, конфликтолог: Отчасти согласна, отчасти нет. Часто детям, которые становятся жертвой травли, изначально сложно себя проявить, защитить, и агрессор, почувствовав слабость, предпринимает несколько попыток, и ситуация ухудшается.

Мария Новикова-Охонская, ведущая: Часто люди обвиняют жертву, что она сама виновата, но мы понимаем, что виноват тот, кто производит насилие. Как поговорить со своим ребенком и защитить его в моменте?

Юлия Холодова, психолог, конфликтолог: Вокруг травли очень много стереотипов, и важно понимать, что виноват не конкретный ребенок, в адрес которого агрессия направлена. Травля — это проблема группы и если ребенок сообщает взрослому, что в его адрес совершаются агрессивные действия, то важно, чтобы родитель поверил ребенку и обсудил с ним, постарался объективно понять, что происходит. Саму ситуацию лучше решать на уровне школы. Поговорить с классным руководителем, с учителями, которые, возможно, являются свидетелями действий. 

Мария Новикова-Охонская, ведущая: Частая позиция учителей — не замечать подобное или даже самому способствовать, замечая то, за что остальные могут зацепиться. Что делать в такой ситуации?

 Юлия Холодова, психолог, конфликтолог: К сожалению, так бывает. Нужно отметить, что с каждым годом информированность по поводу травли и навыки учителей по поводу того, как с этими ситуациями работать, растут. С каждым годом это совершенствуется, поэтому, хорошо ситуацию решать на уровне школы и привлекать специалистов, которые могут оказать помощь ребенку и работать с группой в целом. 

Николай Растворцев, ведущий: Можно ли пойти к родителям агрессора и решить проблему с ними?

Юлия Холодова, психолог, конфликтолог: Такие попытки часто инстинктивные и чаще всего все переходит в ссору родителей в родительских чатах, не привнеся никакого положительного результата.

Николай Растворцев, ведущий: Что делать, если агрессор — мой ребенок?

Юлия Холодова, психолог, конфликтолог: Сейчас направление помощи детям, которые проявляют агрессию, очень развивается. Детей обучают, как можно разрешать конфликты, как общаться альтернативным способом. Важно понимать, что ребенок, проявляя агрессию, часто борется за внимание либо за лидерство в классе. Он хочет такими неуклюжими попытками получить определенные блага, и, если с ним установить контакт и предложить ему альтернативными способами получить лидерство и внимание со стороны тех, кто для него так важен.

Николай Растворцев, ведущий: Захочет ли ребенок воспользоваться альтернативными методами, если у него и агрессией всего получалось достичь?

Юлия Холодова, психолог, конфликтолог: Такие ситуации часто бывают, потому как агрессия может быть вызвана разными причинами. В таких ситуациях помогает работа с классом, работа психолога с ребенком, который проявляет агрессию и участие родителей в этом диалоге.