В своё время Дмитрий Иванович Менделеев обеспокоился будущим семьи и купил дом на Большой Пушкарской, но жить предпочитал в казённых квартирах поближе к лабораториям, и почти на четверть века обосновался в квартире в здании 12 коллегий.
Заглянув в кабинет Дмитрия Менделеева, на первый взгляд может показаться — что ж, обычный кабинет петербургского учёного того времени: обязательный массивный стол, книжные шкафы, шахматы, но, как говорится, всё дело в нюансах.
ТАТЬЯНА МАРТЫНОВА, главный хранитель Музея-архива Д.И, Менделеева Санкт-Петербургского государственного университета:
Конечно же, все предметы характеризуют своего хозяина. Здесь мы видим на столе шишку, которая привезена из путешествия в Тобольск, с его малой родины, мы видим подставку для перьевых ручек, сделанную из сучка, минимально обработанного, также мы видим хрустальное пресс-папье — это волшебные шары, играющие разным цветом, купленные им в Париже. Всё это говорит о единстве мира искусства, мира природы и мира науки — Дмитрий Иванович считал, что это триединство даёт мощь развития человечеству.
Обилие фотопортретов на стенах и столах — традиция того времени, но редко в каком доме можно было увидеть фотоаппарат, сделанный по индивидуальным требованиям заказчика. У Менделеева была идея организовать в своей квартире фотокружок, создавать альбомы по истории искусств — такие каталоги как раз вошли в моду, и у учёного были образцы для подражания.
За письменным столом Менделеев засиживался сутками, и свидетелями его научных озарений были лишь Шекспир, Денте, Бетховен, Суворов и Пётр I. Для встречи с друзьями были среды, в память о которых остались автографы гостей на скатерти. И наверняка в гостиной Менделеева велись горячие споры на тему модного поветрия — общения с духами. Сам Менделеев в спиритизм не верил, а медиумов считал шарлатанами. Он организовал комиссию для разоблачения чародеев и даже спроектировал специальные столы. Куда безобиднее другой столик, сделанный собственными руками учёного.
ТАТЬЯНА МАРТЫНОВА, главный хранитель Музея-архива Д.И, Менделеева Санкт-Петербургского государственного университета:
Вещь неожиданная, это картонный столик, обтянутый тканью с милыми цветами. Во время операции на глазах Дмитрию Ивановичу нельзя было читать тексты и писать тексты, но для того чтобы не сидеть без дела Дмитрий Иванович смастерил.
Свой секрет скрывают и книжные полки, точнее две — удивительно, но учёный зачитывался авантюрными романами и приключениями. А другой книжный секрет Менделеева — вот эти тома, в них переплетены статьи, которые Дмитрий Иванович каждый год вырезал из периодики.
ТАТЬЯНА МАРТЫНОВА, главный хранитель Музея-архива Д.И, Менделеева Санкт-Петербургского государственного университета:
Когда смотришь корешки на книжных полках Дмитрия Ивановича Менделеева, недоумеваешь огромному количеству направлений, чем занимался Дмитрий Иванович Менделеев.
Пожалуй, нам ещё только предстоит раскрыть истинный масштаб личности Менделеева. В этом смысле подарок Ивана Шишкина — его рисунок «Одинокая сосна на севере» символизирует гениального учёного, опередившего своё время.