В гостях у программы «Утро​ в​ Петербурге» Наталия Романова-Африкантова, психолог.

Дарина Шарова, ведущая: Согласно Указу президента, многодетными в нашей стране считаются семьи с тремя и более детьми. Сегодня поговорим о нюансах грамотного воспитания в таких семьях.

Тимофей Зудин, ведущий: По статистике, 90% потерявшихся детей уходят из дома сами. Когда детей в семье много и на всех не хватает внимания, ответственность за младших и часть обязанностей перекладывается на старших детей, которые к этому не готовы. Как грамотно распределить обязанности между детьми, и как их обучить безопасному поведению, если они ушли из дома?

Наталия Романова-Африкантова, психолог: В такой модели семьи более правильно не делать старших ответственными за младших, а развивать самостоятельность каждого из детей. Абсолютно неправильно перекладывать на старших детей какие-то бытовые обязанности, касающиеся младших детей. При наличии у ребенка дополнительных обязанностей, связанных с тем, что он старший, значит, у него должны быть дополнительные преференции. Он должен понимать, что быть старшим — это не только обязанности, но и льготы. Важно, что в любом случае ответственность остается на родителях. Можно ребенка попросить о помощи, но нельзя полностью переложить на ребенка ответственность.

Тимофей Зудин, ведущий: Что можно посоветовать многодетным семьям, у которых есть сложности с социализацией детей вне семьи?

Наталия Романова-Африкантова, психолог: Тут важно, чтобы у каждого ребенка в такой семье был свой социальный круг, своя компания, свой друг вне семьи, и это надо поощрять. Иногда родителям приходится над этим работать.

Дарина Шарова, ведущая: Бывает, что большая семья располагает к слишком тесному контакту и дети младшего возраста, не чувствуя границ, могут подойти к незнакомым людям. Как действовать, если мы замечаем за своим ребенком такое поведение?

Наталия Романова-Африкантова, психолог: Такое поведение не зависит от тесноты в семье. Даже если в семье принят близкий тактильный контакт, то в норме, согласно теории привязанности, ребенок отличает тех, к кому он привязан и кто входит в его круг, и тех, кого ему хочется касаться, и тех, кто являются условно чужими. Этот круг ребёнок формирует самостоятельно. Когда маленький ребенок легко идёт к чужим людям, это повод для консультации специалиста. Подобное поведение иногда бывает у детей с расстройствами аутистического спектра.

Тимофей Зудин, ведущий: Чем может обернуться для ребёнка гиперопека?

Наталия Романова-Африкантова, психолог: Инфантильностью. Ведь не произойдёт сепарации. Сепарация — это длительный процесс, который начинается уже с года, и мы должны будем расширять самостоятельность ребенка и отпускать контроль над ним.

Тимофей Зудин, ведущий: Как правильно это делать на каждом этапе?

Наталия Романова-Африкантова, психолог: На каждом этапе мы позволяем ребенку сделать то, что он может сделать самостоятельно. Даже если он это сделает хуже, чем с нашим контролем.

Дарина Шарова, ведущая: Можно ли воспитать в семье кодекс безопасности, который подойдёт и старшим, и младшим детям?

Наталия Романова-Африкантова, психолог: Важно, чтобы он не воспринимался детьми как что-то карательное. Хорошее правило, если кодекс будет для всех одинаков и будет соблюдаться всеми членами семьи, и родителями тоже.