В гостях у программы «Утро​ в​ Петербурге» Илья Сизых, инструктор школы «ЛизаАлерт».

Тимофей Зудин, ведущий: Ежегодно в России теряется около 40 000 детей, но большинство находятся, и что важно, по статистике, в первые трое суток.

Дарина Шарова, ведущая: В январе этого года отряд «ЛизаАлерт» получил заявки на поиски 36 детей возраст от 8 до 16 лет. К счастью, все найдены, все живы. Каковы основные причины пропажи детей по вашему опыту, и какой самый опасный возраст?

Илья Сизых, инструктор школы «ЛизаАлерт»: Причины пропажи детей совершенно разные. На мой взгляд, чаще всего это дети, которые самостоятельно ушли из дома по какой-либо причине. Дети, которые теряются в связи с криминальными событиями бывают редко, но мы никогда не знаем, какой у нас поиск. Любой поиск, который мы начинаем, всегда рассматриваем как, возможно, криминальный, поэтому действовать нужно максимально быстро, чтобы найти ребенка. Наиболее опасный возраст, на мой взгляд, чем меньше, тем опаснее, потому что ребенок не может попросить о помощи.

Тимофей Зудин, ведущий: Вы сказали, что дети в основном уходят сами, а что подталкивает ребят просто взять вечером и не вернуться домой?

Илья Сизых, инструктор школы «ЛизаАлерт»: Мне кажется, что несогласованность внутри семьи, как ребенку правильно действовать, то есть ребенка могут зажать в какие-то рамки, он не может отпроситься и идет наперекор, уходит.

Дарина Шарова, ведущая: Мы понимаем, что самые ценные первые часы после пропажи. Каковы действия родителей, если ребенок не вернулся вечером домой?

Илья Сизых, инструктор школы «ЛизаАлерт»: Родитель должен в первую очередь обзвонить всех потенциальных людей, куда мог уйти ребенок. Надо не постесняться позвонить родственникам, знакомым, друзьям, иметь телефоны друзей своего ребенка, узнать, не у них ли ребенок. После этого родитель должен сразу же сообщить по 112 о пропаже ребенка. Чем раньше начали искать, тем быстрее и проще найти. Мы часто используем в поисках видеокамеры, чем раньше мы ее увидели, тем быстрее мы находим. Поэтому сообщить нужно всем максимально быстро.

Тимофей Зудин, ведущий: Если ребенок потерялся на знакомой какой-то территории во дворе, нужно ли пытаться самостоятельно организовать его поиски?

Илья Сизых, инструктор школы «ЛизаАлерт»: Если родитель знает, где изначально был ребенок, то проходит маршрут, по которому ребенок двигался. Мы всегда рекомендуем родителю дать какое-то время ребенку — может он заигрался с детьми или гуляет.

Дарина Шарова, ведущая: Поговорим о работе службы «ЛизаАлерт», куда можно обратиться, через какое время и каким образом будут организованы поиски?

Илья Сизых, инструктор школы «ЛизаАлерт»: Максимально быстро сообщить по телефону горячей линии отряда. Операторы дадут инструкции по тому, что сделать в первую очередь и как можно самостоятельно поискать своего ребенка. В первую очередь позвонить в отряд, позвонить по 112, сообщить в полицию.

Тимофей Зудин, ведущий: Чему нужно научить ребенка и в каком возрасте, на случай, если он потерялся в большом городе, например, в торговом центре, как ему действовать?

Илья Сизых, инструктор школы «ЛизаАлерт»: Самое важное — ребенка надо научить оставаться на месте, не искать своих родителей и не уходить с того места, где потерялся. Ребенок должен обязательно знать номер телефона родителей, хотя бы одного кого-то, кому можно сообщить о том, что он потерялся, и идеально, если ребенок знает его наизусть.

Дарина Шарова, ведущая: Мы привыкли, что всегда настраиваем наших детей о том, что общение с незнакомыми взрослыми людьми исключено, но в такой критической ситуации он вынужден просить о помощи. Как научить его выбрать «правильного» взрослого, к которому можно обратиться, и какие сведения он должен ему предоставить?

Илья Сизых, инструктор школы «ЛизаАлерт»: Мы рекомендуем, чтобы ребенок обращался к взрослому с другим ребенком, то есть взрослый с ребенком, на наш взгляд, безопаснее, чем какой-либо другой взрослый. Стоит постоянно проговаривать ситуацию, дети очень быстро забывают.

Тимофей Зудин, ведущий: Можно ли использовать бумагу с номером телефона?

Илья Сизых, инструктор школы «ЛизаАлерт»: Бумажка, записка, умные часы, все это может теряться. Телефон в голове с большей вероятностью останется при ребенке, поэтому одно другого не исключает. Можно обратиться к взрослому с ребенком, но основная идея – никуда с ним не уходить. Ребенок должен уметь сказать авторитетному взрослому: «Нет, я останусь и буду стоять, никуда не поеду».

Тимофей Зудин, ведущий: Ребенок шел, например, из школы, выбрал новый путь и заплутал в каком-то микрорайоне. Какие его действия в такой ситуации?

Илья Сизых, инструктор школы «ЛизаАлерт»: В идеале остановиться на месте, попросить прохожего, взрослого или полицейского, чтобы они позвонили его родителям.

Тимофей Зудин, ведущий: Какие ошибки люди допускают в первые несколько часов, когда ребенок не дошел до дома? Чего бы вы не рекомендовали делать как раз?

Илья Сизых, инструктор школы «ЛизаАлерт»: Я бы рекомендовал сразу начать поиски. Не стоит ждать и обзванивать больницы — это потеря времени со стороны родителя. Этим могут заняться специально обученные люди нашего отряда, которые знают, кому, куда, как звонить. В первую очередь позвонить в отряд, позвонить в 112, и начнутся действия профессиональных людей.