МАРАТ ДАШКИН, заведующий отделом реставрации станковой масляной живописи Государственного Русского музея:

Когда увлекаешься профессией, она полностью тебя поглощает: помню эпизод из своего детства, нам показали два портрета, один тусклый, а второй насыщенный, и экскурсовод нам сказала, что этот портрет побывал в руках реставраторов, и для меня это показалось какой-то магией.

Я пришёл в реставрационную мастерскую в 2002 году. У нас профессия музейного реставратора она несколько аспектов затрагивает: это и подготовка к выставкам, это командировки многочисленные, плюс к этому это реставрация в мастерской.

За каждым реставратором определён некий объект, объём экспозиций или фондов: реставратор постоянно проходит там осмотры, мы исследуем картины. В общем-то, нельзя разделить реставрацию на сложное и лёгкое. В любой момент, будь то профилактическое укрепление поверхности, либо там какая-то сложнейшая расчистка, ты всегда должен быть максимально собран.

У нас сейчас интересная картина в реставрации, художник Скалон. Когда мы завершили весь комплекс исследований, обнаружилось, что в нижележащем слое лежит картина «Благовещение», вот как раз мы видим голову нижележащего персонажа, мы видим глаза, нос, губы. Это буквально у нас произошло год назад. Конечно, бывают открытия.

Сыну я рассказывал про свою профессию, приходили заниматься в Русский музей, и сначала мне сказали, значит ты тут 5 дней работаешь, ещё и в воскресенье с сыном! Ну как-то странно. А знаете, я с удовольствием ходил, слушал, что ему рассказывают.

Мне нравится Русский музей, я хотел работать именно в Русском музее. Мне нравятся шедевры Русского музея. Это один из важнейших музеев Петербурга, потому что каждый россиянин должен знать русское искусство.