В гостях у программы «Утро в Петербурге» Елена Новохатская, психолог.
Дарина Шарова, ведущая: С 1 февраля в России вступает в силу новый закон «О коллекторах». Теперь они будут ограничены не только в количестве звонков и личных встреч, но и обязаны представляться, спрашивать разрешение на общение с родственниками, а банки должны будут уведомлять о продаже долга. Как реагировать, если нам позвонил не очень вежливый коллектор, который не читал нового закона, и наш диалог строится на каком-то грубом общении, угрозах, оскорблениях и так далее?
Елена Новохатская, психолог: Общаться, как с любым агрессором, не обязательно же это коллектор. Любой человек, который нарушает наши границы, он ждет реакции, что мы вовлечемся в эту ситуацию, то есть будем отвечать на его манипуляции, на его языке. Оставаться спокойным, не реагировать. Первый способ — это игнорирование, то есть человек, конечно, выходит из себя, вы имеете право молчать. По телефону вы можете отключить трубку — это же ваше право защищать себя любыми способами. Также можно переключать внимание человека, можно переключиться к собственному телу, то есть просканировать свое тело, взять паузу. Вы когда обращаете внимание на свое тело, то вы здесь и сейчас — это ваша сила. Уже не вовлекаетесь в манипуляцию. Также можно уйти в метапозицию, посмотреть сверху на ситуацию, как это со стороны смотрится, как вы и агрессор общаетесь, что происходит, как будто, вы не здесь, а снаружи. Позиция наблюдателя тоже хороший прием. Также хороший прием представить, что вы психотерапевт, и вам надо его просто выслушать, принять все его реакции, его же никто не принимал в такой агрессии.
Михаил Спичка, ведущий: Телефон имеет функцию записи, следует ли сказать собеседнику, что вы включаете сейчас запись разговора? Может ли это его как-то поумерить?
Елена Новохатская, психолог: Мне кажется, да. Сказать, что вы можете с этой записью обратиться в полицию — это прекрасный прием.
Дарина Шарова, ведущая: Если коллектор не звонит, а буквально приходит к тебе домой, начинает стучать в дверь. У нас есть конкретный пример — в социальных сетях пользователи делятся своими историями такого коллекторского беспредела. Вот одна из них — к Тамаре Александровне коллектор пришел рано утром в выходной. Мужчина начал колотить в дверь сначала кулаками, потом ногами. Испуганная женщина не открыла, при том, что сама она ни у кого в долг не брала, то есть коллектор пытался выбить долги ее дальнего родственника. Как вести себя в этой ситуации? Что, может быть, сказать можно человеку через дверь, чтобы он ушел и перестал пугать?
Елена Новохатская, психолог: Ну, во-первых, надо успокоиться, подумать, какие есть ресурсы, кому я могу позвонить. Полезно, даже до ситуации знать, кто у меня есть, какие у меня ресурсы, кроме себя самой, я — взрослый человек. Как могу сейчас себя защитить? В полицию позвонить или родственникам и сказать, что я сейчас в такой ситуации. Взрослый осознанный человек может брать помощь — это сильная позиция, когда ты обращаешься за помощью. Я думаю, что у пенсионерки не было такого ресурса, чтобы это сделать. Хотя бы позвонить родственникам, близким, защититься. Научиться какой-то дыхательной гимнастике, чтобы справляться со стрессом, потому что это реально страшно, ее жизни угрожают, признать это и обезопасить, подготовиться к другому визиту. Раз она родственница, наверняка, ситуация может повториться и в следующий раз, можно попросить родственника приехать пожить на этот период, когда требуют — максимально обезопасить себя. Любые действия хороши, когда ты защищаешь себя.
Дарина Шарова, ведущая: До чего может довести такой стресс и почему так важно себя психологически защищать?
Елена Новохатская, психолог: Понятие стресса ввел физиолог Селье в 1936-м году, он может довести до истощения, депрессии, то есть в любом случае защита от стресса важна. Можно обратиться к психологу, можно обратиться за антидепрессантами к психиатру. Пытаться понимать, что ты у себя один, я не должен так вовлекаться, то есть любые техники — первое, конечно, дыхание.