В гостях у программы «Утро в Петербурге» Сергей Пирогов, юрист.
Михаил Спичка, ведущий: С 1 февраля в России вступает в силу закон «О коллекторах». Он должен заставить их стать вежливее в общении с неплательщиками.
Дарина Шарова, ведущая: По новым требованиям, коллектор или представитель микрофинансовой организации, выходя на связь, обязан сообщить: имя, свой идентификационный номер, информацию о задолженности с указанием суммы. Впервые на законодательном уровне вводится само понятие слова коллектор.
Михаил Спичка, ведущий: Коллекторам присваиваются идентификационные номера, и они обязаны сообщать их. Как это будет звучать?
Сергей Пирогов, юрист: В обновленной версии закона появятся понятия «коллектор» и «коллекторская деятельность», которых до сих пор не было. Нововведения ограничили круг лиц, имеющих право заниматься взысканием задолженностей и определили четкий порядок их взаимодействия с должниками. Телефонное взаимодействие должно производиться с помощью специальной автоматизированной системой, которая должна контролировать процесс взаимодействия. В этом режиме система и должна сообщать должнику о размере его задолженности, какая организация занимается взысканием, кто является теперь кредитором и свой идентификационный номер.
Дарина Шарова, ведущая: Останутся ли звонки от людей или это будет полностью автоматизировано?
Сергей Пирогов, юрист: Весь процесс должен производится через автоматизированную систему с возможностью перехода на общение с живым человеком. Система позволит контролировать весь процесс общения. Закон вводит ограничения по количеству звонков и смс-сообщений, которые могут направляться.
Михаил Спичка, ведущий: Телефонные угрозы, анонимные и частые звонки — это одно из главных средств воздействия на неплательщика. Будут ли теперь они считаться незаконными?
Сергей Пирогов, юрист: Подобные действия и раньше считались незаконными, сейчас закон только уточняет процедуру взаимодействия. Многократные и анонимные звонки являются правонарушением, за которое установлена ответственность как административная, так и вплоть до уголовной ответственности. Здесь граждане должны защищать свои права в случае их нарушения.
Дарина Шарова, ведущая: Как защищать свои права и как доказать, что это коллекторы?
Сергей Пирогов, юрист: Главным надзорным органом за коллекторскими организациями является Федеральная служба судебных приставов, куда и следует обращаться с жалобой на подобные действия. В полицию также можно обратиться, но они перенаправят это обращение в службу судебных приставов. Вопрос проверки факта, что действия производились коллекторами, — это вопрос надзорного органа. Гражданин не должен ничего доказывать. Необходимо предоставить информацию о номерах телефона, с которых поступали звонки, возможно, запись телефонного разговора и имена, которыми представились.
Михаил Спичка, ведущий: Можно ли записывать разговор, не предупредив предварительно собеседника?
Сергей Пирогов, юрист: Можно записывать такой разговор. Для подтверждения опасений и предположений это допустимое доказательство.
Дарина Шарова, ведущая: Может ли коллектор перекупить долг у кредитора и дальше самостоятельно требовать деньги с неплательщика?
Сергей Пирогов, юрист: На уступку прав предусмотрены определённые ограничения. Банк может уступить долг только официальному коллекторскому агентству. Все коллекторские агентства числятся в специальном реестре. Существует две схемы работы с переуступкой. Первая — когда коллекторское агентство перекупает долг и становится фактическим кредитором. Второе — кредитная организация заключает с коллекторским агентством агентский договор. Кредитором продолжает являться банк, а агентство оказывает ему услуги по работе с просроченной задолженностью.
Михаил Спичка, ведущий: Открыт ли доступ для граждан к информации в этом реестре?
Сергей Пирогов, юрист: На сайте судебных приставов размещена вся информация в открытом доступе. После звонка от коллекторов можно пройти и удостовериться, что звонок был совершен организацией, которая вправе заниматься таким родом деятельности.
Михаил Спичка, ведущий: Может ли физическое лицо обратиться к услугам коллекторов?
Сергей Пирогов, юрист: Может. В данном случае ограничений нет. Такая практика крайне редка.
Дарина Шарова, ведущая: Могут ли предъявляться требования к человеку, который проходит процедуру банкротства или реструктуризации?
Сергей Пирогов, юрист: Законом установлен прямой запрет. Как только человек признан банкротом, то никакое общение коллекторов с таким должником не допускается.
Михаил Спичка, ведущий: Какое самое важное изменение в судьбу коллекторов вносит новый закон?
Сергей Пирогов, юрист: Главное — это обязанность доводить информацию до должника. Даёт возможность перехода разговора на живого человека. Ограничение и ужесточение ответственности за количество контактов в виде звонков и смс-сообщений.