В гостях у программы «Утро в Петербурге» Николай Корнев, художественный руководитель и главный дирижёр Петербургского камерного хора, автор проекта «Антология русской хоровой музыки», заслуженный деятель искусств России и Ринат Дулмаганов, генеральный продюсер Общественного фонда развития исполнительских искусств, куратор проекта.

Дарина Шарова, ведущая: Совсем скоро, 27 ноября, музыкальная Россия будет отмечать 75-летие заслуженного деятеля искусств Российской Федерации Николая Корнетова. В этот день, в Концертном зале Мариинского театра будет исполнена и записана хоровая музыка русских композиторов Петра Ильича Чайковского, Сергея Ивановича Танеева и Сергея Васильевича Рахманинова. Цель проекта — создание наиболее полной библиотеки русской хоровой музыки, объединяющей известные и редкие сочинения с XVII века до наших дней. Как к вам пришла эта идея?

Николай Корнев, художественный руководитель и главный дирижёр Петербургского камерного хора, автор проекта «Антология русской хоровой музыки», заслуженный деятель искусств России: Победил интерес, который родился к этому виду искусства — исполнительству. Мой низкий поклон коллективу, который пришел со своим желанием познать, открыть и открыться творчески. С этого все и началось. Каталоги — это наш общий интерес, и с самого начала деятельности коллектива мы тяготели к тому, чтобы найти и представить то, что по нашим ощущениям было либо мало известно, либо неизвестно вообще.

Михаил Спичка, ведущий: С музыкой XIX и XX веков все понятно, а как записывали музыку в XVII веке? Существовала ли тогда нотная грамота в известном нам виде?

Николай Корнев, художественный руководитель и главный дирижёр Петербургского камерного хора, автор проекта «Антология русской хоровой музыки», заслуженный деятель искусств России: С музыкой XIX и XX веков не все так понятно. Перерыв, который нам устроили в стране с 17 года прошлого века и до сегодняшнего дня, он очень велик и никак не оправдан. Ноты у нас появились от партесного пения с пришествием в нашу культуру западноевропейских веяний при поддержке власть имущих. От партесного пения мы и начинаем свой ход истории хоровой культуры как корневой системы русской музыки.

Дарина Шарова, ведущая: Как проходил процесс поиска, что было самым сложным или необычным?

Ринат Дулмаганов, генеральный продюсер Общественного фонда развития исполнительских искусств, куратор проекта: С процессом поиска связан непосредственно автор и руководитель проекта Николай Николаевич. Маэстро Корнев чрезвычайно благодарен театру, солистам, которые в этом принимают участие. Маэстро Гергиев, по приглашению которого хор дает эти концерты, записи. Солиста Мариинского театра. Городской комитет по культуре с 2013 года стал осуществлять поиск изначально в виде студийных записей. Сейчас благодаря Мариинскому театру все это можно будет услышать.  

Михаил Спичка, ведущий: Какая дальнейшая судьба ждет собранный материал и записанный в студии?

Николай Корнев, художественный руководитель и главный дирижёр Петербургского камерного хора, автор проекта «Антология русской хоровой музыки», заслуженный деятель искусств России: При том объеме, который мы нашли и записали, этот проект очень долог, если не сказать бесконечен. Что и придает нам сил трудиться над этим проектом. Окунувшись в эту бездну созданного и совершенно неизвестного, становится понятно, что мы под собой подрубали почву. Во многом развитие русской музыкальной культуры шло бы интересней, если бы век назад все не прекратили. Оно бы звучало в концертных залах, было записано и изучалось.