В гостях у программы «Утро в Петербурге» Антон Юшко, член Русского географического общества, спелеолог.
Михаил Спичка, ведущий: В сентябре 1721 года Петр I в Ништадте заключил мирный договор со шведским королем, который ознаменовал победное для России завершение многолетней Северной войны.
Дарина Шарова, ведущая: Швеция оставила за собой Финляндию и получила денежную компенсацию, равную годовому бюджету королевства. А территорию разграничили во избежание дальнейших конфликтов и лишних споров. Кто прокладывал эти границы?
Антон Юшко, член Русского географического общества, спелеолог: Данный момент истории связан с историей картографии и с дипломатией. Несколько линий тянутся в прошлое, и сегодня нам важна каждая из этих ниточек. Границы устанавливала совместная комиссия, это был результат 20-летней войны. Данная граница была одной из первых в Российской империи, и именно тогда наша страна приобрела имперский статус. Немаловажно то, что на этих знаках нанесены пограничные символы, имеющие отношение и к Шведской империи, и к Российской. Сами же знаки являются естественными элементами рельефа, что определило их дальнейшую длительную судьбу и позволило сохраниться до нашего времени.
Михаил Спичка, ведущий: Скалы, на которых нанесены знаки, были специально перемещены в нужные точки или комиссия договорилась считать метками то, что было самым заметным в округе?
Антон Юшко, член Русского географического общества, спелеолог: Мой опыт поисковика-краеведа и общение со старшими коллегами говорит о том, что в большинстве это камни в естественной своей среде. Последние снимки сделаны в момент, когда мы выявляли три находившиеся в научном обороте объекта. У них не было настоящей научной атрибуции. Объект считается введенным в оборот, когда появилась научная публикация. Моя задача с коллегами Владимиром Грандским, Дмитрием Вахромовым и Марией Юркиной — ввести в оборот эти объекты. Несколько групп энтузиастов идут параллельными курсами, и сейчас наступило время, когда нужно свести все научные краеведческие знания вместе и попытаться подать заявку, которая позволит легализовать обнаруженные геопривязанные основные объекты.
Михаил Спичка, ведущий: Очевидно, что важно присвоить охранный статус этим объектам, чтобы исключить вандализм.
Антон Юшко, член Русского географического общества, спелеолог: На некоторых камнях нанесен знак креста и короны, для людей это знак клада. Под такими камнями есть следы давних попыток раскопок. Главный клад — это историческая ценность таких камней. По этим объектам уже готовый концепт для маршрута, который свяжет два района Ленинградской области, это Выборгский и Приозерский. В Карелии — Лахденпохский район и Сортавальский район, где тоже есть подобные камни. Тут можно говорить даже о международном маршруте, но в современных реалиях это непростая история. С той стороны камни тоже есть, и ими занималась группа энтузиастов на старте проекта. Потом государство взяло все под охрану. Сейчас, спустя 300 лет, нам важно выполнить свою историческую функцию и создать на основе этих объектов туристический, экскурсионный и познавательный маршрут.
Дарина Шарова, ведущая: Какова протяженность этого маршрута, и насколько легко его будет преодолеть?
Антон Юшко, член Русского географического общества, спелеолог: На сегодня известно 18 камней и между ними разная дистанция. Нужно создать 2-3-дневный маршрут с определенными автомобильными, велосипедными связками. В поход выходного дня войдет цепочка из 3-4 камней. Главное, что это будет поход в историю по удивительным местам с красивой природой. Камни могут стать символами, связывающими Ленинградскую область и Республику Карелия в современном туристическом формате.