АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:
До последней трети XVIII столетия вот на этой части Васильевского острова располагались обширные владения графов Шереметевых. Всё изменилось в 1773 году когда императрица Екатерина II подписала указ, фактически изменивший судьбу страны. Было образовано знаменитое Горное училище. Для этих целей у Петра Борисовича Шереметева были куплены два дома, которые и послужили местом для основания учебного заведения. В этом году легендарный Горный университет отмечает своё 250-летие, и я предлагаю вспомнить его историю.
Михаил, в вашем лице хочу поздравить Горный университет с 250-летием, и я так понимаю, что в этом году одно из таких знаковых событий юбилейного года Горного университета, Горному университету присвоили имя императрицы Екатерины II, чей вензель как раз и венчает вот конференц-зал.
МИХАИЛ ШАБАЛОВ, директор Санкт-Петербургского Горного музея, кандидат экономических наук:
Екатерина II была наша основательница поэтому, естественно, в год 250-летия логично было бы отразить её имя в нашем университете в названии. Формальным поводом, для того чтобы основать наше училище, была просьба башкирских рудопромышленников, которые говорили о том, что у них не хватает специалистов для более полного освоения медных месторождений, которые они разрабатывали полу-кустарным способом. То есть люди уже тогда понимали, что нужны свои специалисты, профессионалы, которые бы реально разбирались в том, что такое завод, что такое горный завод, в чём отличие отрасли и так далее.
Понятно, что не сама первая Екатерина II всё придумала, начинал всё Пётр I, «Берг-коллегия» же была. При Петре I было понятно, что надо бы искать наших сотрудников, наших специалистов.
АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:
А можно ли утверждать, что с появлением горного училища в 1773 году фактически в России появилось полноценное техническое высшее образование?
МИХАИЛ ШАБАЛОВ, директор Санкт-Петербургского Горного музея, кандидат экономических наук:
Да, Горный университет является первым высшим техническим учебным заведением Российской Империи.
АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:
Мы вспоминали Екатерину II добрым словом, и я тогда предлагаю продолжить, наверное, тему, связанную с ней, потому что часть её или, я не знаю, вся минералогическая коллекция императрицы легла в основы будущего Горного музея .
МИХАИЛ ШАБАЛОВ, директор Санкт-Петербургского Горного музея, кандидат экономических наук:
Минералогическая коллекция Екатерины оставалась в Эрмитаже. После чего уже Александр I эту коллекцию нам передал через некоторое время. Что нам досталось лично от Екатерины как нашей императрицы — вот, например, это такая глыба малахита огромная …
АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:
Самый знаменитый ваш экспонат, известный на весь мир!
МИХАИЛ ШАБАЛОВ, директор Санкт-Петербургского Горного музея, кандидат экономических наук:
В данном случае получается, что это полторы тонны уникального малахита, который больше не встречается в промышленных масштабах. То есть при Екатерине II были месторождения малахита на Урале, малахит был невероятно популярен — он использовался в первую очередь в декоративно-поделочных целях, создавались из него разные объекты искусства. Он был настолько популярен, что до наших дней никаких промышленных месторождений Уральского малахита — не дошло.
Зал это называется «Колонным залом», он является у нас такой тоже визитной карточкой музея, потому что он самый красивый в нашем университете, и при этом, несмотря на огромное количество минералогических интересных экспонатов, которые здесь находятся, — один из главных экспонатов находится над нами. Плафон работы Скотти, который работал в технике гризайль, и, кажется, что у этого изображения есть объём, то есть такой барельеф, но на самом деле это просто изображение ровное по потолку, плоское, но за счёт игры света и тени и мастерства автора, соответственно, получилось такое впечатление создать. На плафоне изображена Екатерина II ровно над нами в облике Афины, Пётр I в центре а в облике Зевса, естественно, колеснице как главное наше всё — всё придумал, всё основал, всё сделал, империю сделал — в общем молодец, поэтому у него огромное количество пространства на плафоне, и третий император — это Александр I, потому что он властвовал в то время и дал денег на финансирование нашего, перестройки в начале XIX века, денег на Воронихина и так далее.
АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:
Если мы будем говорить в целом о минералогической коллекции Горного музея — в количестве сколько это?
МИХАИЛ ШАБАЛОВ, директор Санкт-Петербургского Горного музея, кандидат экономических наук:
На данный момент по статистическим формам я обычно говорю, что у нас около 250 000 единиц хранения всего. Значит, из этих 250 тысяч на самом деле большую часть, это не для всех очевидно, но большая часть палеонтологическая, потому что сами образцы — их очень много, там кость такая, сякая — наши любимые динозавры. Сто десять тысяч — это только палентология. А минералогическое собрание мы считаем около 80 тысяч, но опять таки вы знаете, вот мы ходим с вами по музею и всё, что мы здесь видим — это 20 тысяч экспонатов, 10% всего по сути мы видим а остальное у нас хранится в специальных фондохранилищах.
АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:
Михаил, когда мы в принципе говорим об истории Горного университета, то немаловажная часть ради чего и задумывалась — это всё-таки была промышленность. Поэтому с Горным университетом, с историей его развития связана история развития промышленности, тем более, что, как я помню опять же таки из уроков истории именно Александр III — это, правда уже была вторая половина XIX века, заявил, что геологическая отрасль, минералогическая отрасль, в принципе горнодобывающая промышленность — это одно из приоритетных направлений развития Российской Империи того периода.
МИХАИЛ ШАБАЛОВ, директор Санкт-Петербургского Горного музея, кандидат экономических наук:
Не просто промышленность, а образование в промышленности! И в какой-то момент было решено, что довольно наивно предполагать, что мы сможем студентов отправлять на практические работы из Петербурга куда-то на Урал, и решили, что это бесполезно с логистической точки зрения, решили приобретать модели и строить модели существующего оборудования на тот момент и обучать студентов на моделях и на оборудовании. Получилось довольно удачно, потому что когда студент выходил из нашего училища, у него уже были определённые навыки работы с какой-то техникой. Да, это не настоящая техника, но она воспроизводилась как можно более точно, и получилось, что для образовательных целей вот это наше техническое собрание как раз и создавалось. То есть все модели, которые здесь есть, когда-то были новым словом техники для какого то временного периода.
Так, например, вот этот экспонат, который нам подарила Екатерина II, опять таки лично — это модель доменной печи, на которой инженер Чарльз Гаскойн объяснял императрице, как работает система автоматического поддува воздуха. Для выплавки стали этоо было очень важно, потому что, ну вы, наверное, видели в кино, как кузнецы работают — они меха эти раздувают руками, но если ты это руками делаешь, то это получается нестабильный поддув, и это плохо для качества стали. Поэтому было предложено вот такое средство, которое под энергией воды — вот то колесо крутила река, и, соответственно, эти меха начали двигаться. Получалось что они равномерно поддували в систему воздух за счёт движения вот этих вот поршней. Внедрение этой технологии на Олонецких заводах позволило увеличить выплавку стали там в шесть раз. Это огромный эффект и именно на этом макете императрице объясняли, как это работает. Она, соответственно, сама покрутила колесо, поняла как это работает и они внедрили после этого технологию производства.
Я бы хотел бы уточнить, что это макет 1787 года и он до сих пор вполне рабочий, то есть приводится в движение вот это колесо, от которого через вал проходит … ну, как бы назовём это просто энергия, на самом деле, конечно, тут разные способы преобразования, но по факту эта система начинает вращаться довольно ровно поршни входят в цилиндры и придают одномоментный одновременный равный поддув внутрь печи.
Мы с вами посмотрели минералы, мы посмотрели, каким образом их можно перерабатывать, обрабатывать на технике, и у нас теперь есть зал, который посвящён просто красоте самого камня. Здесь находятся предметы декоративно-прикладного искусства, которые сделаны тоже из минерального сырья. Так у нас вот в центре, например, есть столик флорентийской мозаики — кажется, что это просто какой-то рисунок, на самом деле это мельчайшие части минералов, которые соединены друг к другу в виде мозаики, между гранями которой нету границы.
АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:
Сегодня горнодобывающая промышленность действительно находится в таком же почёте как это было 250 лет назад при Екатерине II?
МИХАИЛ ШАБАЛОВ, директор Санкт-Петербургского Горного музея, кандидат экономических наук:
Мы считаем, что да, мы считаем, что горная отрасль является базой для современной экономики Российской Федерации в целом. Без сырья мы бы до сих пор в общем ничего не могли сделать на мировом рынке, но так вот к текущему моменту пришлось, что почти все есть у нас в недрах нашей империи, нашей федерации, нашего союза, — как не называй, страна в общем и целом одна. И мы обучаем людей, которые будут в дальнейшем разрабатывать эти недра, и всё население нашей страны будет иметь с этого какой-то, на самом деле, эффект. Это одно из наших ведущих наукопродвигающих, наукоёмких отраслей, для разработки которых мы тренируем огромное количество специалистов. Мы толкаем науку вперёд, наука вперёд, как известно, развивает всё вокруг.