1 ноября 1851 года в 11.15 утра прозвенел сигнал и по железной дороге, соединившей Петербург и Москву, в 22-часовой путь отправился первый поезд. Более того – первый поезд отечественного, а не западноевропейского производства.
ЛЮДМИЛА ЛАСТОЧКИНА, заместитель директора по научной работе Центрального музея железнодорожного транспорта Российской Федерации:
Не было даже будки машинистов у первых паровозов. Открытая площадка, на которой были машинист, помощник машиниста и кочегар. И также можете видеть яма для топлива. Первые паровозы Петербурго-Московской железной дороги топились дровами.
Хотя к тому времени уже были проложены и Царскосельская и Варшаво-Венская железные дороги, устройству новой ветки уделили особое внимание. Инженеры Павел Петрович Мельников и Николай Осипович Крафт изучили весь мировой опыт в железнодорожном деле.
ЛЮДМИЛА ЛАСТОЧКИНА, заместитель директора по научной работе Центрального музея железнодорожного транспорта Российской Федерации:
Было важно выбрать ширину колеи, которая не совпадала с западноевропейской — это уже стратегическая часть, но отличалась экономической целесообразностью. Такая ширина колеи позволяла делать паровозы более мощные, чем европейские.
Николаевская железная дорога стала не просто главной магистралью страны, но и самой длинной на тот момент, и даже своеобразной научно-технической лабораторией. Именно здесь появилась первая в России снегоуборочная машина, ведь ещё Пушкин предвидел, что расчистка заносов на путях стянет одной из тягчайших повинностей для мужика. И, кстати, именно здесь, впервые в мире, вдоль магистрали высадили деревья, чтобы защитить пути от снежных заносов.
ЛЮДМИЛА ЛАСТОЧКИНА, заместитель директора по научной работе Центрального музея железнодорожного транспорта Российской Федерации:
Здесь и новые рельсы испытывались, и новый подвижной состав. Установили 79 телеграфных аппаратов — это тоже были новейшие устройства того времени.
Были испытаны петарды. Когда локомотив наезжал на петарды, их называли хлопушки, рельсовые пистоны, происходил небольшой взрыв — это был сигнал машинисту к тому, что впереди какая-то аварийная ситуация.
Первый поезд, побежавший по Николаевской железной дороге, был зелёного цвета. Потом этим колером красили вагоны третьего класса, вагоны второго класса – жёлто-коричневым. А элита Российской Империи ездила в вагонах синего цвета. По пути, соединяющем обе столицы страны, в июне 1931 года отправился и первый советский фирменный поезд.
ЛЮДМИЛА ЛАСТОЧКИНА, заместитель директора по научной работе Центрального музея железнодорожного транспорта Российской Федерации:
Этим поездом стала «Красная стрела». Были применены вагоны первого класса, дореволюционной постройки. Сняли верхние полки, повесили зеркала, появилась «Красная стрела».
Лишь спустя тридцать лет «Красная стрела» обрела свой нынешний цвет, став одним из символов не только российских железных дорог, но и всей нашей страны.