АННА СМИРНОВА, корреспондент:
«Для надобностей сего Музея едва ли пригодится всё обширное здание», — говорил Сергей Юльевич Витте, предлагая разместить в Михайловском дворце ещё и Электротехнический институт. Он и не предполагал, что идея императора обретёт такие масштабы. В этом году Русскому музею 125 лет!
И какой же праздник без музыки! Классические произведения звучат на парадной лестнице, в академических залах. Под звуки фортепиано и скрипки ощущения от полотен — «Девятого вала» Айвазовского или «Последнего дня Помпеи» Брюллова — очень необычные.
АННА ЦВЕТКОВА, врио генерального директора Государственного Русского музея:
Когда здесь был ещё Михайловский дворец и жила княгиня Елена Павловна с супругом Михаилом Павловичем, она очень любила балы, приёмы и была инициатором Музыкальных четвергов. Такая синергия музыки и искусства изобразительного, театра и изобразительного искусства очень важна сейчас.
И только в день юбилея происходит полное погружение в век 19-й. Прогуляться мимо картин Репина можно в компании самого Ильи Ефимовича.
ДЕНИС СОРОКИН, актёр:
Каждому известны такие картины как «Казаки пишут письмо турецкому султану» или «Бурлаки на Волге». А картина, рядом с которой мы сейчас стоим, — это самый большой в Европе портрет. Не по площади, а по количеству изображённых персонажей.
Многие картины Репина попали в музей благодаря меценату Марии Тенишевой: 470 акварелей Айвазовского, Брюллова, Шишкина, Васнецова из её коллекции легли в основу первой экспозиции Русского музея.
ВИКТОРИЯ БУЛГАКОВА, актиса:
Мне очень приятно, что мне выпала честь сегодня представлять великого человека — прекрасную художницу, княгиню, мецената.
АННА ЦВЕТКОВА, врио генерального директора Государственного Русского музея:
Мы на самом деле исходили из тех персонажей, которые реально принимали участие в открытии Михайловского дворца как Русского музея 19 марта 1898 года.
И лишь одного человека на открытии не было, но его вклад невозможно переоценить. Имя императора Александра Третьего музей носил вплоть до революции. Именно ему принадлежит идея создания музея русского искусства в Петербурге, и именно его коллекции стали основой будущего собрания. Размеренно гуляющие по залам исторические персонажи контрастируют с юркими современными посетителями. Темпы жизни меняются, но цели музея во все времена остаются неизменными.
ЕВГЕНИЯ ПЕТРОВА, заместитель директора по научной работе Государственного Русского музея:
Он создавался именно как первый государственный музей национального отечественного искусства. Уже тогда предполагалось, что это будут разные материалы разных эпох, разных художников. И так музей и существует до сих пор.
От 1800 картин и скульптур до 440 тысяч экспонатов, от 100 тысяч посетителей в год до двух с половиной миллионов. Сегодня это самая большая в мире коллекция русского искусства, которая превышает собрание Третьяковской галереи примерно в 5 раз. Кстати, некоторые произведения можно подарить близким в виде открытки.
АННА СМИРНОВА, корреспондент:
Достаточно написать адрес, потом вам дадут марку — и отправляем в путешествие!