ТИМОФЕЙ ЗУДИН, ведущий:


Одним из первых, кто увидел эту картину ещё в мастерской художника, стал Иван Тургенев. Она так его впечатлила, что он рассказал о ней великому князю Константину, внуку Николая I. Тот заехал полюбоваться и спросил: «Продаётся?» Архип Куинджи, который не знал, кто перед ним находится, думал, обычный небогатый офицер, ответил: «Да она дорогая, вы не купите». и назвал баснословную цену в 5000 рублей. Князь, конечно, полотно приобрёл.
В октябре того же года открылась первая в российской истории выставка одной картины — окна были задрапированы, на полотно направлен луч единственной лампы, на улице стояла очередь и, как сейчас бы сказали, пробка из карет.
Как всё просто: летняя ночь, полная луна, ветряная мельница. В картине вообще всего два цвета: чёрный и зелёный, но количество их оттенков просто огромное, а главное — картина, как будто бы сама светится. Современники гадали, что же за краски использует мастер. Вскоре это открылось. Великий князь взял картину с собой в длительное морское путешествие, и там от влажности и соли она сильно потускнела. Выяснилось, что Куинджи использовал битум. Да, тот самый, из которого сегодня производят асфальт, а для него такое воздействие оказалось губительным, восстановить цвет не смог даже сам автор.
Работа оказалась для Куинджи роковой — в течение двух лет он создал несколько её копий, а затем вообще рисовал исключительно в стол и практически перестал показывать свои полотна публике.