Андрей Смирнов, ведущий:

Лично для вас, как хранителя коллекции живописи и сотрудника Государственного музея-заповедника «Царское Село», кто из трёх дам имеет самое такое важное значение: Екатерина I, Елизавета Петровна или Екатерина II?

Лариса Бардовская, хранитель Фонда живописи ГМЗ «Царское Село»:

Очень сложный вопрос, очень сложный. XVIII век — век женщин. И в России одни женщины на русском престоле. Для меня Екатерина I. Она такая сильная женщина, властная. Добилась. История Золушки. Она как бы добилась всего сама. И поэтому это вызывает уважение. Екатерина II для меня несколько жёсткая. Это всё-таки другой менталитет. Но я люблю Елизавету. Она получила власть. Она как бы — справедливость восторжествовала. И поэтому она одевает, заказывает, у неё там 5000 платьев.

Андрей Смирнов, ведущий:

Екатерина II сетовала по этому поводу всё время.

Лариса Бардовская, хранитель Фонда живописи ГМЗ «Царское Село»:

Она едет в Москву. Платья 4000 сгорело. Ну ничего. Закажем, сделаем. Она восприняла от отца, который никогда не сидел на месте, вот эту тягу к движению. Она всё время ездит, у неё нет такой вот стабильности.

Андрей Смирнов, ведущий:

У неё детство было тяжёлым, в прямом смысле этого слова.

Лариса Бардовская, хранитель Фонда живописи ГМЗ «Царское Село»:

Конечно. И вот эти её причуды. Она никогда не ночевала в одном месте, она знала, что такое заговор. И вот Елизавета, она смогла, повернуть историю, и к ней стали относиться по-другому. У неё всё легитимно. Она вошла на русский престол, тоже путём заговора, потому что не хотели дать ей то, что ей положено по праву. Она добилась своего, и она была счастлива.

Андрей Смирнов, ведущий:

Дух Елизаветы Петровны ощущается во дворце?

Лариса Бардовская, хранитель Фонда живописи ГМЗ «Царское Село»:

Да. Он чувствуется в паркетах, в этой резьбе. У Екатерины другой вкус. И мне нравится вкус Екатерины, мне он понятнее. Мне кажется, что в этом во всём жить было бы холодно. И это было, правда, так. Дуло. Когда начинаешь все эти смотреть документы — тут течёт, там сыпется.

Андрей Смирнов, ведущий:

Это правда. Все же писали об этом — как можно в этом дворце жить?

Лариса Бардовская, хранитель Фонда живописи ГМЗ «Царское Село»:

Ни мебели, ничего. Но тем не менее её это радовало. И вот эти два портрета — это просто эпоха. Это всё сделала Екатерина. Потому что Екатерина, она хоть и из такого не очень хорошего местечка, где не так всё было богато, но она знала как надо. И вот Екатерина, получив жизнь в таких хоромах, а ей нравилось Царское Село, она видела все недостатки. И первое, что она, видимо, сделала — нет ни одного изображения Елизаветы, давайте сделаем. И это при ней появляется. Она заказывает портрет Елизаветы Петровны. Его пишет художник Бухгольц. Выполняет её заказ, но он Елизавету-то не видел. И он очень нервничает по этому поводу. Всё написал платье, видимо стояли на манекене, всё написал честно, а лица не исполнил, побоялся, потому что не видел. И если вы в косом свете посмотрите внимательно, вы увидите, что лицо врезано в этот портрет. Портрет исполнен художником Караваком, который работал при Елизавете Петровне, её много видел, часто. И вот его вырезали и вставили вот в этот холст.

Андрей Смирнов, ведущий:

Портрет в портрете.

Лариса Бардовская, хранитель Фонда живописи ГМЗ «Царское Село»:

Да. У Елизаветы, конечно, были недостатки, и не всегда она была права, но были и очень серьёзные достоинства.

Андрей Смирнов, ведущий:

И главное достоинство мы можем видеть до сих пор — это Великое Царское Село.

Лариса Бардовская, хранитель Фонда живописи ГМЗ «Царское Село»:

И когда вы приходите сюда, я думаю, вы испытываете удовольствие.