В гостях у программы «Утро в Петербурге» Илья Сорокин, директор по музейно-выставочной деятельности Музея гаража особого назначения.

Дарина Шарова, ведущая: Сегодня отправимся на 110 лет назад, в 5 мая 1913 года. Именно тогда в Санкт-Петербурге распахнула свои двери IV Международная автомобильная выставка, и эту экспозицию удостоил вниманием последний Российский император Николай II. А сегодня узнать об истории русского автомобилизма можно на выставке «Первые моторы России» в Музее Гаража особого назначения на ВДНХ. Какова концепция выставки?

Илья Сорокин, директор по музейно-выставочной деятельности Музея гаража особого назначения: Мы постарались сделать так, чтобы посетитель, зайдя в зал, забыл, что он из 2023 года. А попал в 1913 год. Меня всегда восхищала эта выставка, потому что это был пик развития и автомобилизма в России и выставочной деятельности. Это была IV выставка. Она проводилась под патронажем императора, и в ней участвовало более 300 автомобилей. Это около 70 брендов. Выставка была антуражной, красиво оформленной. Мы постарались воссоздать ту атмосферу. Автомобили на выставке — национальное достояние России, это коллекция Политехнического музея.

Михаил Спичка, ведущий: Автомобили на выставке на ходу?

Илья Сорокин, директор по музейно-выставочной деятельности Музея гаража особого назначения: Некоторые да. А некоторые нет, и никогда не будут. Потому что это музейные экспонаты.

Михаил Спичка, ведущий: А покровитель выставки император Николай II был автомобилистом или обходился услугами водителя?

Илья Сорокин, директор по музейно-выставочной деятельности Музея гаража особого назначения: Изначально  Николай II категорически не любил автомобили и даже запрещал в Ливадии ездить на них. Самый активный автомобилист того времени барон Фредерикс, несколько раз пытался заинтересовать императора. Но Николай II создал собственный императорский гараж только в 1907 году, после поездки в Германию. Этот гараж стал величайшим гаражом среди всех гаражей монархов Европы того времени. Сам за рулем он никогда не ездил, но наследник царевич Алексей ездил за рулем своего маленького авто.

Дарина Шарова, ведущая: Знаем, что один из автомобилей был специально изготовлен для императрицы Марии Федоровны. Что это была за модель?  

Илья Сорокин, директор по музейно-выставочной деятельности Музея гаража особого назначения: Это был американский электромобиль Columbia, который подарила королева Британии Александра своей родной сестре Марии Федоровне.

Михаил Спичка, ведущий: А петербуржцам можно будет увидеть эту выставку?

Илья Сорокин, директор по музейно-выставочной деятельности Музея гаража особого назначения: С 14-16 марта мы организуем выставку в Олдтаймер-Галерея. Это будет огромный зал, 13 000 метров. Автомобили самые разные — не только царские, но и любимые нами с советского периода.