Ксения Сотникова, корреспондент:
Это не просто маленькие концертные программки, но и летопись жизни Ленинградской Филармонии в военные годы. Свой 21 сезон она открыла в октября 1941-го года в Новосибирске. Тогда в эвакуации коллектив исполнил сотни концертов. Афиши и программки к ним сейчас реставрируют.
Перед восстановлением документов их тщательно исследуют. Фотографируют со всех ракурсов. В деталях. Так, чтобы разница до и после была очевидна.
Юлия Баскакова, младший научный сотрудник Лаборатории комплексного исследования рукописных памятников Санкт-Петербургского института истории РАН:
Во всей этой истории — это подстройка вот этих всех линеечек под нужные габариты на равных расстояниях. Так, чтобы на кадре они были прямо, а не как-то косо расположены. Потому что благодаря этим линеечкам мы понимаем какой у нас размер документа. Также при фотофиксации приходится заниматься разгибанием вот таких вот частей.
Когда документ попадает на реставрацию — его увлажняют и промывают. И это тот случай, когда вода не разрушает бумагу, а идёт ей на пользу. Так специалисты убирают грязь, расправляют изломы и понижают кислотность, которая вредит хрупкому материалу.
Елена Шепилова, научный сотрудник Лаборатории комплексного исследования рукописных памятников Санкт-Петербургского института истории РАН:
Все виды бумаги нуждаются в нейтрализации, потому что имеют повышенную кислотность. Где-то от 3,5 до 4 единиц PH. Это очень кисло. Нейтральная бумага должна быть ближе к 5,5 — бумага тех лет. Мало того, помимо того, что она имеет повышенную кислотность — те виды бумаги, которые более подвержены старению — в настоящее время являются уже хрупкими и ломкими. То есть их невозможно практически перелистывать, переворачивать. Их можно только перекладывать.
Ксения Сотникова, корреспондент:
Процесс реставрации одной только афиши может занять несколько суток. Самое сложное здесь — восполнение бумажных утрат. Их маскируют специальным составом из хлопка и целлюлозы. По сути, это та же бумага. После афишу отправят под пресс, чтобы она расправилась полностью.
Места восполнения утрат максимально затонируют в цвет бумаги. Уровень той самой кислотности проверяют дважды — до и после реставрации. Если показатели в норме — это продлит документу жизнь.
Юлия Баскакова, младший научный сотрудник Лаборатории комплексного исследования рукописных памятников Санкт-Петербургского института истории РАН:
Из таких совсем-совсем поверхностных данных — у нас PH до реставрации был 4,35, а сейчас он 5,25 — что нормально для бумаги. Соответственно, данный пригласительный билет будет более сохранен.
Афиши, концертные программки и пригласительные билеты реставрируют в рамках проекта «Военная летопись Филармонии». Часть планируют восстановить к июню, 120-ти летию со дня рождения Евгения Мравинского, около 50-ти лет возглавлявшего Симфонический оркестр в Ленинградской Филармонии.