Андрей Смирнов, ведущий:

Вслед за 350-тилетием со дня рождения первого российского императора Петра I мы вступили в юбилейный год, связанный с его главным детищем Санкт-Петербургом. Напомню, что в этом году мы отмечаем 320 лет с момента основания города на Неве. Но за всей это чередой крупных исторических юбилеев не стоит забывать два других важных события в истории. Во-первых, 305 лет тому назад супруга императора, будущая императрица Екатерина I, начала строительство здесь в Царском Селе первого каменного дворца. А уже 280 лет тому назад в 1743 их дочь Елизавета Петровна начала расширять дворец. Именно в этом виде он и дошёл до наших дней. Я предлагаю вспомнить биографию обеих императриц через историю Большого Екатерининского дворца.

Лариса Бардовская, хранитель Фонда живописи ГМЗ «Царское Село»:

Пётр был якобы в Царском Селе несколько раз, но один раз совершенно точно известен. Это был август месяц 1724 года, когда они с Екатериной приехали сюда отдохнуть, а 8 августа пожаловала не только свита, но и министры. Екатерина, поскольку она была владелицей, хозяйкой этого здания, этого уголочка, она его очень любила, пествовала. А дочери их — Елизавета и Анна — здесь проводили летнее время. Им тут очень нравилось.

Андрей Смирнов, ведущий:

Счастливое детство.

Лариса Бардовская, хранитель Фонда живописи ГМЗ «Царское Село»:

Счастливое детство. Это был их дом. Когда вы только подходите к нашему зданию, вы уже понимаете, что это женский дворец.

Андрей Смирнов, ведущий:

Абсолютно женский.

Лариса Бардовская, хранитель Фонда живописи ГМЗ «Царское Село»:

У вас сразу же поднимается настроение. Особенно это, если хороший день. Архитектор Растрелли полностью воплотил все её желания. Он сделал всё так, как хотела Елизавета.

Андрей Смирнов, ведущий:

Она была требовательной заказчицей?

Лариса Бардовская, хранитель Фонда живописи ГМЗ «Царское Село»:

Она была довольно требовательной заказчицей. Она была очень последовательной. Она, например, очень сердится и требует, чтобы все чертежи, которые есть по Царскому Селу, собрали и переплели в одну книгу. Потому что от архитекторов невозможно получить чертежи. Ей нужно что-то посмотреть и ей не могут найти чертёж. По архивным делам, понимаете, стоит образ такой женщины, которая хотела знать всё. Она знала, что она может решить любую проблему. Она хотела знать, что такая проблема существует. Когда она стала строить вот этот дворец, она решила его, видимо, посвятить матери. Мать она любила, это определённо. В 45-ом году — это всё ничего — в 41-ом вступила на престол, в 45-ом отдаётся распоряжение по строительству очень серьёзных вещей, объектов здесь. Значит план уже продуман заранее, раньше. Подобраны архитекторы — работает Квасов, работает Земцов, работает Чевакинский. И потом, как корону она надевает, она все вот эти разрозненные и разными руками созданные интерьеры, помещения, она все отдаёт на творческое завершение Растрелли. Потому что она понимает, что он может сделать вот такую вещь, которая на всех произведёт неизгладимое впечатление. И вот сюда, в эти залы, она помещает вещи, о которых она знала с детства. Она говорит: «Вот мы в детстве с сестрой Анной играли и рассматривали картины. Были красивые картины». И вот она очень спокойно, но настоятельно требует, чтобы нашли картины, которые папенька с маменькой привезли, когда были в Европе. Начинают искать, ищут и находят. Выясняется, что Пётр привёз вот эти вещи для дворцов, и они никому не понадобились. Он умер, и они так и не были востребованы и находились в Летнем саду, около 300 штук. Они все сгнили, они все покрылись плесенью и они были в плохом очень состоянии. И, воспользовавшись тем, что здесь в Царском Селе ещё велось строительство, их отдали в починку реставратору Пфандцельту. И Пфандцельт 10 лет приводил всё это в порядок. И вот эта картинная галерея, картинный зал, как ни парадоксально, он на 90% состоит из вещей, которые купил Пётр. Елизавета, она исходила из того, что всё, что связано с отцом — всё свято. И она вот это сохранила. Вот эта картина одна — «Полтава» другая — «Битва при Лесной», как бы пред Полтавой. И Елизавета Петровна очень хорошо знала всю историю этого всего. И посмотрите, как она их повесила — картинный зал в первые годы царствования Екатерины II был превращён в столовую, здесь она принимала гостей. И вот Екатерина II и её гости вынуждены смотреть на что? На подвиги Петра .