АНДРЕЙ ЯКОВЛЕВ, корреспондент:
Звучание хрустального бокала меняется в зависимости от того, сколько в нём воды — физика! А если вы возьмёте несколько бокалов и постучите по ним, то получится музыка… Перед вами самый настоящий музыкальный инструмент — хрустальная арфа!
Звуки бокалов в сопровождении скрипичного оркестра. С удивительным инструментом музыкант Алексей Лемешев гастролирует уже больше двух и лет, каждый раз вызывая удивление и восторг у юного зрителя.
АЛЕКСАНДР ЛЕМЕШЕВ, музыкант:
Это их добровольное желание прийти в выходной день вместе с педагогами на концерт Таким образом мне хотелось их привлекать в концертные академические площадки чтобы они интересовались концертами в академических залах.
«Хрустальный щелкунчик» — так называется образовательная программа. Серия бесплатных концертов для школьников и их родителей, которая даёт возможность обновить свои знания в области мировой музыкальной литературы. Бах и Моцарт, Боккерини и Бетховен, Глинка и Чайковский в классическом варианте, но в необычном звучании.
НАТАЛЬЯ МИГУСЕВИЧ:
Я мама двух мальчиков, которые учатся в третьем и во втором классе, я очень рада, что у нас были эти пригласительные билеты. Мне кажется это должно быть в нашей жизни, потому что классика она не умирает и она действует на нашу душу.
В каждом зале хрустальная арфа звучит по-разному — всё дело в акустике. Задача скрипичного квартета — тонко аккомпанировать и ни в коем случае не заглушить инструмент.
МАРИЯ ЛЕМЕШЕВА, музыкант струнного квартера «Адамант»:
Главная работа со штрихами конечно все что мы должны рассказать это как артикуляция как речь. Поддержать солиста чтобы все что он на своем инструменте показывает люди в зале могли услышать, и мы его не испортили звучание этого инструмента.
АНДРЕЙ ЯКОВЛЕВ, корреспондент:
Звучание хрустальной арфы это 30 закрепленных бокалов. Закрепили для того чтобы они во время концерт никуда не улетели но. Но как на них играть?
АЛЕКСАНДР ЛЕМЕШЕВ, музыкант:
Ну на самом деле все просто как говорится ловкость рук и никакого волшебства. За счет мокрых рук возникает трение и возникают разные звуки. Каждый бокал — это отдельная нота. И вот этой вот частью бочком я так провожу по бокалу. Отлично так у меня вот будет вам такое задание партию контрабаса я вам доверю смотрите нужно будет сыграть на одном бокале бас.
— Да вы волшебник!
— Нет это вы волшебник!
Всё кажется простым лишь со стороны. Извлекать звук из маленьких бокалов сложнее всего. Каждый отшлифован как колокол под определённую ноту. Расположены они в три ряда, как клавиши баяна.
— А как вы успеваете играть вот на этом инструменте «шестнадцатые», «тридцать вторые» ну вот эти вот триольки такие?
— Ну здесь как раз самая сложность в том что, постоянно мне приходится смачивать руки. Вот и вы только что попробовали звуки у вас тоже извлекаются собственно тут сложность в том чтобы звука завлекать сразу. Вот собственно.
С необычным инструментом на каждом концерте знакомятся и взрослые, и дети. Александр с удовольствием показывает его. В ближайшее время состоится ещё три встречи школьников Петербурга и Ленинградской области с «Хрустальным щелкунчиком».