В гостях у программы «Утро в Петербурге» Анастасия Анисимова, тифлопедагог детского отдела Санкт-Петербургской государственной библиотеки для слепых и слабовидящих и Вера Тригуб, редактор издательского отдела Санкт-Петербургской государственной библиотеки для слепых и слабовидящих.
Ксения Бобрикова, ведущая: Случай, который недавно поверг в шок не только петербуржцев, но и жителей всей России. В Калининском районе незрячая женщина, по словам очевидцев, случайно задела белой тростью находящуюся рядом школьницу, которая была на улице в сопровождении мамы. Женщина ударила инвалида несколько раз по голове со словами, что слепые должны сидеть дома. В наше время такие новости кажутся дикими. Сегодня хотим поговорить об этикете при общении с незрячими людьми. Как правильно говорить о человеке, у которого есть проблемы со зрением?
Анастасия Анисимова, тифлопедагог детского отдела Санкт-Петербургской государственной библиотеки для слепых и слабовидящих: Все меняется со временем. Когда-то обращались ко всем и рассказывали о них словом — слепой. Никого это не смущало. А сейчас корректным считается называть — незрячий человек. Мне больше нравится — человек с тяжелым нарушением зрения. Под это определение подходит и незрячие люди, и слабовидящие.
Ксения Бобрикова, ведущая: Как правильно называть собаку помощника?
Вера Тригуб, редактор издательского отдела Санкт-Петербургской государственной библиотеки для слепых и слабовидящих: Собака-проводник, на мой взгляд, звучит более лояльно по отношению к собаке. Более корректно.
Тимофей Зудин, ведущий: Если на улице встречаем человека с белой тростью, какая оптимальная линия нашего поведения?
Вера Тригуб, редактор издательского отдела Санкт-Петербургской государственной библиотеки для слепых и слабовидящих: Нужно не бояться людей с белой тростью. Они такие же люди, только им немного сложнее, чем остальным. Нужно смотреть на ситуацию, в которой находится человек. Если он хочет перейти дорогу на красный, то целесообразно его остановить и сказать, что свет не соответствующий.
Ксения Бобрикова, ведущая: Если помощь нужна, то, как правильно ее оказать?
Вера Тригуб, редактор издательского отдела Санкт-Петербургской государственной библиотеки для слепых и слабовидящих: Если ситуация требует немедленного решения, то берем за руку. А так, обращаемся и спрашиваем, нужна ли помощь. При действии говорим минимально кратко и понятно. Можно предложить руку, чтобы человек взял под руку. Так вы оказываетесь впереди, и он сориентируется по вашим движениям.
Анастасия Анисимова, тифлопедагог детского отдела Санкт-Петербургской государственной библиотеки для слепых и слабовидящих: Очень частая ошибка людей, которые хотят помочь и берут на себя роль сопровождающего человека — это техническое незнание. Пытаются резко, внезапно схватить незрячего человека за руку, вырывают трость, не представляются, ведут впереди или позади себя. Для начала здороваемся, интересуемся, нужна ли помощь. И не обижаться, если незрячий человек откажет.
Ксения Бобрикова, ведущая: Анастасия Николаевна, знаем, что в вашей библиотеке проходят уроки по формированию дружелюбной среды. Как проходят эти встречи?
Анастасия Анисимова, тифлопедагог детского отдела Санкт-Петербургской государственной библиотеки для слепых и слабовидящих: Такие уроки проходят для детей разного возраста — от самых маленьких до детей старшего школьного возраста. И такие же уроки проводим для взрослых людей. В уроках участвуют наши сотрудники. Обязательны экскурсии по библиотеке. Заходят в Технохаб, где работают незрячие сотрудники.
Тимофей Зудин, ведущий: О чем рассказывают?
Анастасия Анисимова, тифлопедагог детского отдела Санкт-Петербургской государственной библиотеки для слепых и слабовидящих: О мире людей, лишенных зрения. Как они живут, что им интересно. Рассказывают о шрифте Брайля, о самом Брайле, и проводят мастер-классы по обучению письму.