В гостях у программы «Утро​ в​ Петербурге» Нина Тарасова, заведующая сектором прикладного искусства отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа.

Михаил Спичка, ведущий: К 350-ой годовщине со дня рождения Петра I Эрмитаж представил в Реставрационно-хранительском центре «Старая Деревня» лучшие в мире собрания мужского костюма XVII — первой четверти XVIII века. Мне кажется, что эта экспозиция нарушает сложившийся стереотип об аскетизме Петра I, который в одежде предпочитал грубое сукно и единственный военный кафтан? 

Нина Тарасова, заведующая сектором прикладного искусства отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа: Это и была одной из задач нашей экспозиции — убрать мифологический образ Петра I и представить его таким, каким его показывает сохранившийся гардероб.

Дарина Шарова, ведущая: Насколько Петр I следовал европейской моде?

Нина Тарасова, заведующая сектором прикладного искусства отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа: Он следовал европейской моде, и благодаря ему Россия идёт в фарватере самой передовой французской моды уже более 300 лет.

Михаил Спичка, ведущий: Фигура Петра I была стандартной? Или одежда требовала специального пошива?

Нина Тарасова, заведующая сектором прикладного искусства отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа: Его рост составлял 2,4 м. Размер одежды 48-50. Он был худощавого телосложения, но очень сильным.

Дарина Шарова, ведущая: Одежду Петру I привозили из-за границы или шили в России?

Нина Тарасова, заведующая сектором прикладного искусства отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа: Ему привозили заказанный заранее раскрой парадной одежды определенного размерного ряда, которая была уже вышита. А уже в Петербурге портные собирали одежду по фигуре. Типичная практика для XVIII века.

Дарина Шарова, ведущая: На выставке представлено большое количество кафтанов. Петр I каждый день был в новом?

Нина Тарасова, заведующая сектором прикладного искусства отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа: Не совсем так. Он одевался соответственно случаю. Была парадная одежда и рабочая. На парадной одежде было недопустимо никаких огрехов. В противном случае, отправлялась в кладовые. 

Дарина Шарова, ведущая: Какие ткани предпочитал Петр I?

Нина Тарасова, заведующая сектором прикладного искусства отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа: Шелка, сукно, полотно. Очень функциональная и практичная одежда для каждого дня. Вальяжная и комфортная для дома. Очень красивая, стройная, строгая, но в то же время с царской простотой для парадных костюмов.

Михаил Спичка, ведущий: Известно, что при реставрации были сделаны интересные открытия?

Нина Тарасова, заведующая сектором прикладного искусства отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа: При реставрации суконного кафтана, который подбит итальянским длинноворсовым плюшем, были обнаружены несколько растительных фрагментов. При изучении выявили, что один из фрагментов — это Люцерна малая, а второй — Цепкоплодник пупырчатый. Эти растения не произрастают в широтах Петербурга. На севере России их нет, как и на севере Европы. Это кафтан двадцатых годов XVIII века. Поэтому, скорее всего —  Персидский поход. Район Дербента, Астрахани или Царицыно.  

Дарина Шарова, ведущая: А эти растительные фрагменты можно прорастить?

Нина Тарасова, заведующая сектором прикладного искусства отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа: Нет. Специалисты из Института генетики растений им. Николая Ивановича Вавилова сказали, что это невозможно. Но у них есть аналоги в их семенной коллекции.