В гостях у программы «Утро​ в​ Петербурге» Юрий Александрович, заведующий кафедрой анестезиологии и реаниматологии Педиатрического университета, доктор медицинских наук, профессор.

Михаил Спичка, ведущий: Сегодня будем говорить о ситуации, когда счет идет на секунды, и малышам нужна экстренная помощь. Зима нынче не морозная. Мы часто слышим о случаях, когда дети проваливаются под лед петербургских водоемов. Что делать, если это случилось? Как оказать ребенку первую помощь, пока мы ждем врачей?

Юрий Александрович, заведующий кафедрой анестезиологии и реаниматологии Педиатрического университета, доктор медицинских наук, профессор: В первую очередь извлечь ребенка из этого места. Этому нас обучают сотрудник МЧС. В системе оказания неотложной помощи есть три самых важных аспекта. Они связаны с жизнеобеспечивающими системами организма. Это система дыхания, система кровообращения и центральная нервная система. Как бы мы помощь не оказывали, первым всегда нужно восстановить проходимость дыхательных путей. В данном случае дыхательные пути могут быть заполнены водой. Есть элементарные приемы — это вывести челюсть, открыть рот и посмотреть, чтобы не запал язык. Этого бывает достаточно, чтобы человек сам восстановил дыхание, в том числе и ребенок. Следующий этап — это сделать вдох, если постановка дыхания произошла, дальше поддержать систему кровообращения. Это делается нажатием на грудную клетку.

Дарина Шарова, ведущая: Стоит ли переворачивать ребенка?

Юрий Александрович, заведующий кафедрой анестезиологии и реаниматологии Педиатрического университета, доктор медицинских наук, профессор: Если ребенок маленький, то можно положить его животом на колено, постучать по спине. Если ребенок старше, то нужно сзади или в положении лежа такими нажатиями на живот по отношению вверх по грудной клетке к голове наносить толчкообразные движения.

Михаил Спичка, ведущий: Встречаются ли у детей серьезные заболевания, такие как инфаркты, инсульты? Как действовать в таких случаях?

Юрий Александрович, заведующий кафедрой анестезиологии и реаниматологии Педиатрического университета, доктор медицинских наук, профессор: Природа устроена таким образом, что грозные осложнения, которые, по сути, во всем мире являются основной причиной смерти, у детей это казуистика. Хотя в последние годы количество инсультов немного возросло. Но это редкость. Зима не морозная, это значит частые респираторные вирусные инфекции, которые могут осложняться.

Михаил Спичка, ведущий: Будут ли в случае инсульта у детей такие же симптомы, как и у взрослых?

Юрий Александрович, заведующий кафедрой анестезиологии и реаниматологии Педиатрического университета, доктор медицинских наук, профессор: Да, проявления будут такие же. Это головная боль, асимметрия лица. Но у детей нет предрасполагающих факторов риска. У них нет атеросклероза и гипертонии.

Дарина Шарова, ведущая: К чему нужно прислушиваться в детском организме? Какие симптомы предупреждают о возможных рисках?

Юрий Александрович, заведующий кафедрой анестезиологии и реаниматологии Педиатрического университета, доктор медицинских наук, профессор: Когда ребенок заболевает респираторной инфекцией, он больше спит, чем в обычной ситуации. Иногда родители это расценивают как положительный симптом. Второй симптом, когда ребенок меньше пьет и, соответственно, меньше ходит в туалет. Тогда происходит недостаток жидкости в организме. На эти симптомы необходимо обращать внимание.

Михаил Спичка, ведущий: Давайте поговорим на другую тему. Мы встречаемся накануне важной для всех петербуржцев даты — дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. История Педиатрической академии тесно связана с этим временем. Так ли это?

Юрий Александрович, заведующий кафедрой анестезиологии и реаниматологии Педиатрического университета, доктор медицинских наук, профессор: Да, несомненно, наш университет работал все дни блокады. Причем осуществлял все виды деятельности. Помимо лечебной работы у нас был госпиталь для раненых на базе акушерского корпуса и большая детская больница. Было создано 18 смесей для детского питания, в основном из соевого молока. Сою легче было доставлять. Мы в прошлом году по инициативе нашего ректора — Дмитрия Олеговича Иванова издали книгу, которая называется «Объект-708». Это та цифра, которая была обозначала на немецких картах наше учреждение. По территории Педиатрического института велся прицельный обстрел. Но тем не менее произошло семь выпусков врачей, то есть за время блокады было подготовлено и обучено 947 специалистов.