Мария Новикова-Охонская, корреспондент:
До наших дней дошло около 800 достоверных писем Александра Сергеевича Пушкина. Они раскрывают широкий круг его интересов, нюансы литературных изысканий и тайны романтической переписки. Впрочем, среди богатого эпистолярного наследия «солнца русской поэзии», можно обнаружить и весьма прагматичные и бытовые послания — о долгах, делах и тёще.
«…Я бы переслал Горчакову тотчас мой долг с благодарностию, но принуждён был в эти две недели истратить 2000 рублей, и потому приостановился. Теперь, кажется, всё уладил и стану жить потихоньку без тёщи, без экипажа, следственно — без больших расходов и без сплетен».
Из письма Павлу Нащокину, 1831 год.
Мария Новикова-Охонская, корреспондент:
Страстный, яркий, бурный, роман Владимира Маяковского и Лили Брик стал одной из самых скандальных историй любви XX века. Их переписка была столь же эмоциональной и чувственной. Полная нежностей и колкостей.
«Кисит, если ты ещё не написала — напиши в Ялту. Не будь свиньёй, тем более, что из такой маленькой кисы хорошей большой свиньи всё равно не выйдет».
Из письма Лиле Брик, 1926 год.
Мария Новикова-Охонская, корреспондент:
Поэзия и здоровье — две неизменные темы, которые поднимает Анна Ахматова в переписке с дорогими ей людьми. В 1914 она заканчивает письмо к мужу словами: «Пиши, Коля, и стихи присылай. Будь здоров милый!» Спустя полвека своего юного друга Иосифа Бродского она умоляет: «Обещайте мне одно – быть совершенно здоровым».
«Хуже грелок, уколов и высоких давлений нет ничего на свете, и ещё хуже всего то, – что это необратимо. А перед Вами здоровым могут быть золотые пути, радость и то божественное слияние с природой, которое так пленяет всех, кто читает Ваши стихи».
Из письма Иосифу Бродскому, 1964 год.
Мария Новикова-Охонская, корреспондент:
Как и на страницах своих рассказов, в письмах Сергей Донатович Довлатов размышляет о примечательном и посредственном, смешном и печальном, бытовом и высоком с присущими его авторскому стилю иронией и наблюдательностью.
«Если вы видите, что человек смеётся над собой, можете быть совершенно уверены, что он не дурак, так как способность подшучивать над собой — это явный и бесспорный признак ума».
Из письма к Тамаре Уржумовой, 1963 год.