В гостях у программы «Утро​ в​ Петербурге» Мария Гладких, начальник службы «Виртуальный Русский музей» государственного Русского музея и Светлана Бирюкова, заведующая отделом «Центр мультимедиа Русского музея» государственного Русского музея.

Василий Киров, ведущий: Русский музей представит специальную программу «Петербург. Музей. Кино». В январе на площадке Центра мультимедиа Русского музея пройдут кинопоказы и встречи с музейными специалистами и киноведами, посвященные теме формирования образа Санкт-Петербурга в изобразительном искусстве и кино. Насколько взгляд художников, творцов влияет на восприятие города в глазах петербуржцев и гостей города?

Светлана Бирюкова, заведующая отделом «Центр мультимедиа Русского музея» государственного Русского музея: Кинематограф расцветал в 30-е года. Это была своя стилистика, синтез всех искусств. Фильмы, созданные величайшими мастерами того времени потрясают. Некоторые мы ещё даже не видели, они проходят свою реставрационную подготовку. А мы соединяем показы этих незнакомых лент с рассказами о явлениях в изобразительном искусстве, которые как-то их связывают и создают медийный облик города.

Мария Гладких, начальник службы «Виртуальный Русский музей» государственного Русского музея: Образ города формируется не только визуальными искусствами, но и литературными. Санкт-Петербург известен как город белых ночей,  город туманов. Это пришло из литературы. Но многое пришло и из изобразительного искусства. То, как работали художники, как они его увидели и иллюстрировали знаменитые произведения. Мы видим трансформацию образов, которая происходила с 18 века по 20. Мы посмотрим и город Петра на основе коллекции Русского музея. Увидим ленту «Асса» — это уже 80-е года, СССР. Наш город где-то как место действия, а где-то он — главный герой. 

Василий Киров, ведущий: Получается, что взгляд художников во многом  фантазийный, придуманный и преувеличенный образ, а зритель воспринимает за правду. Есть ли в фильмах документальность?

Светлана Бирюкова, заведующая отделом «Центр мультимедиа Русского музея» государственного Русского музея: Так и принимают, а документальности там нет. Это другой уровень исторической науки, другое отношение. Нет историзма в литературе. А.С. Пушкин как-то хорошо ответил Ложечникову на вопрос о Ледяном доме и как раз по нашей теме: Что выше — историческая истина или поэзия, вымысел? Пушкин мягко ответил: «Не так там было все и плохо. У иноземцев тоже были заслуги». В дальнейшем этот миф переместился в живопись, оперу, фильмы и литературу 20 века. Миф держится и продолжает жить. А с помощью наших комментариев к картине, к фильму, мы указываем на несовпадения с реальными событиями.

Мария Гладких, начальник службы «Виртуальный Русский музей» государственного Русского музея: Документальность тоже будет присутствовать. В день полного освобождения Ленинграда от блокады 27 января мы будем показывать фильм директора Русского музея Владимира Александровича Гусева «Блокадный трамвай». А также будет документальный фильм о том, как город переживал эти дни.

Людмила Ширяева, ведущая: Сегодня показ открывает фильм, которому 100 лет. В каком он состоянии?  

Мария Гладких, начальник службы «Виртуальный Русский музей» государственного Русского музея: Обязательны оцифровка и реставрация, которые происходит благодаря усилиям Госфильмофонда России. Это наш партнёр, с которым мы проводим уже не первую программу. Но это не просто просмотр фильмов, а комментарии искусствоведов и киноведов. Наш давний партнер — это киновед, научный сотрудник Госфильмофонда России Сергей Агудов, который и выходит к нам на связь с Москвы, и приедет в Петербург. Это уникальные встречи, на которых мы можем обсудить фильмы и задать вопрос: где миф, а где правда.