МИХАИЛ СПИЧКА:

Это сейчас успех артиста определяется количеством просмотров в интернете и лайков, поставленных по итогам этих просмотров. А 70-лет назад в американской поп-музыке бал правили радиостанции. Их было так много, что названиями им служили аббревиатуры. И вот на одной из них ( а именно WJW в Кливленде, штат Огайо) летом 1951-го года стало выходить в эфир ночное шоу Лунного Пса.

«Ain’t That a Shame» Fats Domino ( Domino\ Bartholomew )

Лунным псом был ди-джей Алан Фрид. Скорее всего он взял себе это прозвище в связи с широко распространенным в англоязычных странах представлением, согласно которому темные пятна, видимые на луне, напоминают человека с собакой. Дождитесь лунной ночи и присмотритесь. Может, и разглядите что-то похожее.

Что же необычного было в этом Мундог-шоу? А то, что Алан Фрид крутил для белой молодежной аудитории преимущественно записи афроамериканских музыкантов. Плотный бит черного ритм-н-блюза гораздо больше подходил, чтобы под него танцевать, чем мягкое кантри, и пользовался у бледнолицых тинейджеров всё большим спросом. Собственно, по моему глубокому убеждению, именно музыка, а не деятельность различных прогрессивных политиков и правозащитников стала главным разрушителем расовых барьеров в сегрегационной Америке середины 50-х.

«Johnny B. Goode» Chuck Berry ( Berry)

Но вернёмся к Алану Фриду. Этот выросший на Вагнере и прочей классике высококультурный радиоведущий во время своих ночных программ что называется развлекался по полной. Под рукой он держал телефонный справочник Кливленда и во время наиболее лихих инструментальных проигрышей начинал отбивать по нему ритм с криками «Давай, давай, давай», что особенно нравилось его аудитории.

Вскоре черные ритм-н-блюзы стали перепевать и белые исполнители. Они же плеснули в это музыкальное варево определенную долю кантри. Осталось только как-то назвать это новомодное явление. Алан Фрид и тут был в авангарде. Именно он ввел в широкий обиход словечко рок-н-ролл. Раньше оно существовало лишь в афроамериканском сленге и, как сообщают некоторые источники, обозначало то, что мы бы сегодня маркировали индексом 18+. С легкой руки Лунного Пса этот призыв «качайся и крутись» теперь обозначает целый огромный пласт поп-культуры.

«Rip It Up» Elvis Presley ( Blackwell/Marascalco )

Вдохновленный успехом своего радио-шоу Алан Фрид стал устраивать и живые концерты знаменитых исполнителей. От одного взгляда на афишу захватывает дух: в ней весь цвет рок-н-ролла. Фэтс Домино, Чак Берри, Литтл Ричард, Джерри Ли Льюис и практически все самые популярные вокальные группы того времени.

«The Great Pretender» The Platters ( Ram)

Алан Фрид прожил короткую, но яркую жизнь. Его не стало, когда в Соединенных Штатах уже вовсю бушевало британское вторжение. Но ни одна английская группа середины шестидесятых не добилась бы такого феноменального успеха, если бы десятью годами ранее Лунный пес не сказал — Всё это рок-н-ролл.

«Rock and Roll Music» The Beatles ( Berry)