История праздника — в репортаже Ивана Уварова.


ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:

«И продолжим новогоднюю тематику. Тем более, у нас как у жителей Петербурга есть все на то юридические обоснования. Ведь именно наш царь-основатель первым официально объявил о начале этого замечательного праздника. То есть, можно сказать, Новый год был утверждён нашим земляком — петербуржцем Петром I. И с тех пор этот праздник прошёл сквозь года. Особенности празднования Нового года всегда отличались друг от друга — в зависимости от эпохи. Менялись названия: Петербург, Петроград, Ленинград — но одно оставалось всегда неизменным. А что именно? Об этом — в репортаже Ивана Уварова».

ИВАН УВАРОВ, корреспондент:

«Петроград, Ленинград, дореволюционный Петербург — было бы интересно посмотреть, а как встречали Новый год в другую эпоху! О чем думали, мечтали, какие песни пели? Новый год располагает к таким чудесам, когда можно из 21 века перенестись в совершенно другое время».

Время, когда главный праздник — Рождество. Его встречали исключительно дома, в кругу семьи. А вот Новый год в Петербурге было принято праздновать в ресторанах. Вот он — предновогодний имперский Петербург. Стрелка Васильевского острова. Ипподром прямо на льду Невы — одно из главных праздничных развлечений.

ЭЛЬВИРА ПИЯЕВА, заведующая экспозиционно-выставочным сектором Государственного Музея истории Санкт-Петербурга:

«Лошадь должна была бежать рысью, если сбивалась на галоп более 6 раз, она выбывала из соревнования. Это было  развлечение для состоятельной публики. Главная горка Петербурга — мы отчетливо видим, где она находилась: на Дворцовой, шла через весь Адмиралтейский проспект. С этой стороны мы видим публику попроще, потому что для аристократии было не очень прилично выйти из экипажа и кататься».

В общем, одна из главных примет и традиций предновогоднего имперского Петербурга возрождается сегодня. Ну, какой Новый год без смеха, улыбок и развлечений? А они, как известно, дают надежду на то, что наступающий год будет чуть лучше уходящего.

«Не тратьтесь без толку на рождественскую елку, коньки и лыжи куда нам ближе». Сегодня нашему поколению это сложно представить, но в конце 20-х годов прошлого века новогодняя ёлка оказалась под запретом, потому что это «буржуазный», «поповский» и антисоветский обычай. И вся агиткампания исключительно в черно-белом цвете, чтобы никакого праздничного настроения у граждан. Но запрет на праздник продлился недолго, и уже в год 20-летия Революции на площади Урицкого Александровская колонна украшена консервными банками, коробками папирос и палками колбасы. Все это символизировало изобилие на столах граждан, точнее, желание этого. Ведь в то время стране было непросто.

ИВАН УВАРОВ, корреспондент:

«В новогоднем эфире «Ирония судьбы или с легким паром». На столе — консервированные овощи, мандарины, шпроты и бутылочка советского шампанского. Деликатесы, которые нужно было не купить — достать. Потому что новый год — едва ли не самый главный советский праздник».

Советский новогодний деликатес сегодня доступен в изобилии в любом магазине, и это уже традиционные продукты на праздничном столе, которые, скорее, настраивают на ностальгию.

Юрий Иванович — журналист и коллекционер открыток, игрушек, книг. Но подаренные мною мандарины прерывают наш разговор о его коллекции, и он вспоминает свое советское новогоднее детство. Итак, первая праздничная елка пионера Юры Комболина.

ЮРИЙ КОМБОЛИН, коллекционер, журналист:

«Впервые увидел мандарины, попробовал и все съел. Я все съел и понял, что сделал преступление. Я не оставил ни одного мандарина маме, мне было так стыдно, до сих пор стыдно».

К мандаринам в Ленинграде было особое отношение, потому что советский шофер Максим Твердохлеб для детей осаждённого города на всю жизнь остался главным новогодним волшебником. В декабре 41-го по неокрепшему льду Ладоги, под обстрелом он вез в полуторке ящики с мандаринами. 49 пробоин в машине! Но мандарины были доставлены в осажденный, но все-таки новогодний город.

Постановление ленинградского исполкома о первой блокадной елке во дворце Пионеров на Невском. А это — первые гости. Глядя на эту единственную сохранившуюся фотографию, так и не скажешь, что этот праздник проходит в осажденном городе, где взрослые делают все для того, чтобы дети продолжали чувствовать себя детьми. Сегодня елка в Аничковом дворце — одна из главных в городе. И здесь, спустя 80 лет, вновь маскарад. Мальчишки и девчонки блокадного Ленинграда о таком и мечтать не могли. От того, наверное, и ценили тот праздник, который запомнили на всю жизнь.

ИСАЙ КУЗИНЕЦ, житель блокадного Ленинграда, военный моряк:

«Одна из игрушек которую повесили на елку, она вдруг разломалась, там оказались орешки, мама, которая принесла для своего ребенка эту игрушку на елку, тут же побежала в магазин, купили все подобные игрушки, какое-то время семья могла прожить в Блокадном Ленинграде благодаря этому».

Все-таки Новый год в советское время — главный детский праздник. И эта традиция жива до сих пор. И каждый взрослый в эти дни из карманов памяти достает свои детские воспоминания о своем новогоднем Ленинграде.

Дед Мороз у Гостиного двора, горка на Дворцовой или ипподром на стрелке Васильевского — у каждой эпохи в Петербурге свои предновогодние традиции. Это только внешняя форма встречи Нового года меняется, но остаётся главная суть — все мы в эти дни ждем чуда, которое обязательно должно случиться. Вот что такое Новый год в Петербурге.