В гостях у программы «Утро в Петербурге» Наталья Аветян, куратор выставки, старший научный сотрудник и хранитель фонда фотографии Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа.

Дарина Шарова, ведущая: Сегодня в центре нашего внимания выставка «Пантеон Ипполита Робийяра. Портретная фотография в России 1860-х годов». Она открылась в Пикетном зале Зимнего Дворца. В экспозиции представлены редкие материалы из личного архива Робийяра, который демонстрирует высочайший уровень развития ранних технологий светописи и творческие искания мастеров, работавших в России в те времена.

Михаил Спичка, ведущий: Кто этот художник? Можем ли мы назвать его художником?

Наталья Аветян, старший научный сотрудник и хранитель фонда фотографии Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа: Да, абсолютно точно. Ипполит Робийяра имел профессиональное образование. Это французкий художник, который приехал в Россию в 1844 году по приглашению своего соотечественника французского издателя Гаеда Фантена. Чтобы принять участие в издании большого литографического труда, представившего нам художественные сокровища императорской эрмитажной галереи. Он проработал несколько лет над этим трудом. Остался в России. В начале 60-х годов XIX века стал фотографом. Он профессиональный художник и фотограф.

Дарина Шарова, ведущая: Как вышло, что Робийяр перешел от графики и живописи к фотографиям?

Наталья Аветян, старший научный сотрудник и хранитель фонда фотографии Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа: Дело в том, что фотография у нас официально родилась в 1839 году, и вот буквально за два десятилетия она совершила прорыв и в общественной жизни, и в художественной жизни Европы и Америки. В России этот процесс тоже шел очень активно, и классические художники, кто работал в области масляной, акварельной живописи ощутили конкуренцию очень остро. В 50-ые годы в Петербурге Ипполит Робийяр был известен как мастер пастельного портрета. У него был очень широкий круг клиентуры. Постепенно фотография завоевывала рынок. Пастель, графика, живопись терпели поражение на художетсвенном рынке, поэтому он обратился к фотографии.

Михаил Спичка, ведущий: Как долго слово «светопись» употреблялось в России?

Наталья Аветян, старший научный сотрудник и хранитель фонда фотографии Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа: Вы знаете, оно и сейчас употребляется в научной литературе как синоним слова «фотография». В 70-80-е годы в профессиональной среде активно стало использоваться слово «фотография».