ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:

«На этой неделе Президент России Владимир Путин поручил правительству России при необходимости оказывать дополнительную поддержку регионам по выплатам в связи с рождением и воспитанием ребенка.

Соответствующее распоряжение опубликовано на сайте Кремля. Это заявление было сделано в связи с тем, что вводятся с 2023 года дополнительные выплаты по так называемым детским пособиям. В первую очередь, они касаются тех семей, где есть дети от 7 лет, и малоимущих семей. Очень важный указ, направленный на социальную поддержку материнства.

А насколько петербургский бюджет готов к этим выплатам? Давайте узнаем. Тем более, повод есть очень актуальный, ведь уже утверждены ключевые параметры городского бюджета на ближайшие три года.
А что это будет за бюджет? Каким будет Петербург, который будет жить по этому бюджету? И насколько четко и незыблемо там прописаны наши социальные гарантии?

Давайте поговорим на эту тему с тем, кто непосредственно и являлся одним из авторов этого бюджета — вице-губернатором Алексеем Корабельниковым. Давайте послушаем это интервью».

— Я смотрю новости, читаю информационные ленты. Честно говоря, если не чувство тревоги, то чувство любопытства возникает: что у нас с бюджетом на будущий год?

АЛЕКСЕЙ КОРАБЕЛЬНИКОВ, вице-губернатор Санкт-Петербурга:

«Бюджет верстался с пониманием всей экономической ситуации, всех рисков, которые могут возникать. Вы знаете, что в этом году мы перешагнем планку в 1 трлн. рублей, уже ее перешагнули, буквально сегодня мы получили информацию о том, что триллион есть, мы сделали это. В конце года мы — в корректировке бюджета об этом сказано — планируем перешагнуть планку в 1,1 трлн. Этот год очень позитивен с точки зрения дополнительных налоговых поступлений. В этом году заканчиваем бюджет с дополнительными доходами. Эти дополнительные доходы для нас — резерв, подушка безопасности, которая позволяет с уверенностью двигаться дальше. Если бы мы ползли по тонкому льду, в этой ситуации нам пришлось бы заморозить какие-то программы. Мы понимаем, что нам не нужно прекращать развитие города, на это мы закладываем четверть бюджета. Более 25% от всех расходов бюджета — это расходы развития».

— Как бы вы охарактеризовали нынешнее положение петербургской экономики, если говорить образно: это корабль, который знает свой курс?

— Если в терминах кораблей, я бы охарактеризовал это как целую флотилию кораблей, каждый из которых знает свой курс, но которые могут маневрировать, чтобы решать самые сложные задачи.

— С точки зрения простого среднестатистического петербуржца давайте пойдем по позициям. Итак. Самое важное: зарплаты врачам, учителям, воспитателям детских садов — насколько вы гарантируете, что все будет нормально, никаких сокращений по зарплате и социальным выплатам не будет?

— Всегда мы эти обязательства исполняли и будем исполнять. Если посмотреть на структуру бюджета, порядка 36% — это наши расходы на содержание сети государственных учреждений. Это детские сады, школы, поликлиники, больницы, социальные учреждения, учреждения культуры, театры, библиотеки. Порядка 3000 учреждений, которые финансируются за счет городского бюджета. Эта зарплата каждый год индексируется на уровень инфляции. В следующем году это 8,2%. Это те обязательства, которые мы исполняем, это защищенные статьи бюджета, здесь никаких волнений быть не может.

— Строительство детских садов, больниц.

— В этом году первоначально на адресную инвестиционную программу мы планировали порядка 140 млрд. Корректировкой бюджета увеличили до 170 млрд. На следующий год мы закладываем 204 млрд. Такого объема расходов на строительство не было никогда. В следующие два года, 2023 – 2024, мы выходим на темпы ввода более 50-ти школ и детских садов в год.

— Строительство метро.

— Сейчас в рамках адресной инвестиционной программы по 30 млрд. в год заложено на строительство метрополитена. Опять же, об этом говорил губернатор, что это минимум, который мы предусматриваем. В случае если темпы роста будут наращиваться, мы, конечно, будем принимать решение об увеличении.

— Я внимательно читал бюджет. Там есть такие позиции, допустим, строительство семи стадионов. Глобальный кризис, а мы еще стадионы строим?

— Не вкладываться в то, что нас окружает, было бы опрометчиво. В этой связи в проекте бюджета заложено порядка 10 млрд. на благоустройство. Если в этом году мы потратим на эти цели около 4-х млрд., то в следующем году заложено 10 млрд., то есть фактически в 2,5 раза больше. Точно также мы понимаем, что, развивая общественный транспорт, нам параллельно нужно развивать и условия для автомобилистов. Мы более 20 млрд. рублей вкладываем в развитие транспортной инфраструктуры, в реконструкцию и ремонт того, что есть. В этом году около 7 млрд. рублей, в следующем заложено более 11 млрд. Все, что связано с созданием комфортных условий, мы вкладываем в это достаточно большие ресурсы.

— Все социальные выплаты, о которых заявил президент, это ляжет на плечи петербургского бюджета? Или это федеральные выплаты?

— Это совместные обязательства. Часть обязательств софинансируется из федерального бюджета. Мы тоже в бюджете в полном объеме финансирование на все это заложили. Для нас это один из основных приоритетов. Семьи с детьми будут продолжать получать все меры поддержки. Резервный фонд мы специально сформировали на следующий год в повышенном объеме, около 50 млрд. рублей. В рамках этого резервного фонда будут решаться все задачи, которые вновь возникнут, непредвиденные.

— Выплаты мобилизованным — это федеральный бюджет, региональный? Или совместно?

— Единовременные меры социальной поддержки в виде выплат мобилизованным 100 000 рублей и 300 000 рублей добровольцам — это выплаты, которые идут за счет городского бюджета. Предусмотрены дополнительные выплаты за счет федерального бюджета по решению Президента, 195 000 — единовременная выплата, плюс ежемесячное пособие.

— Где экономика, там всегда политика. Ваши политические оппоненты часто вас упрекают, что вы не даете потратить резервный фонд. Десятки миллиардов рублей. Насколько жесткой будет ваша позиция в плане расходования средств из резервного фонда?

— Первое. Резервный фонд — это некий резерв правительства города, который в соответствии с действующим законодательством может тратиться на некие непредвиденные расходы. В существующих условиях этих непредвиденных расходов может возникать достаточно много. Могу привести пример. Президент принял решение о дополнительных выплатах детям от семи до восемнадцати лет. У нас соответствующих ресурсов в бюджете предусмотрено не было. На эти цели тоже выделялись средства из резервного фонда. Это просто инструмент, чтобы гибко реагировать на возникающие в ходе исполнения бюджета вызовы. Это дает возможность для принятия быстрых решений. То же самое можно было через корректировку бюджета, но это 2-3 месяца процедурных вопросов. Но у нас нет в этой ситуации трех месяцев. Мы делаем его в увеличенном размере, понимая, что в случае необходимости, есть финансовые резервы, чтобы решать эти задачи. В случае если необходимости не будет, мы просто уменьшим дефицит бюджета в конце года, мы эти деньги не потратим.

—  Такие слова, как «катастрофа», «кризис» в плане оценки бюджета на следующий год категорически не уместны?

— Именно так.