ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:

«Но начинаем мы с одного очень петербургского события. Оно не попадёт в заголовки федеральных информагентств, но нам, петербуржцам, оно особенно дорого, потому что речь идет об одной из стилеобразующих примет нашего города.

Александринский театр. 11 ноября, то есть сегодня, в эту пятницу, мы отметили ровно 190 лет со дня создания Александринского театра. Нет, не самого театра, а именного его здания. По тем временам — грандиозное сооружение. Величественный символ Российской Империи той эпохи, у которой должен быть свой театр.

И вот, это здание и стало своего рода национальным символом отечественной культуры. Можно даже так сказать, отсюда есть пошла земля русская театральная! Строил Карл Росси. И именно один из фасадов этого театра замыкал ансамбль улицы, которую потом и назвали в честь этого зодчего — Зодчего России.

Эта улица вошла в золотую десятку шедевров мировой архитектуры с ее пропорциями. Ширина — 22 метра, высота зданий — тоже 22 метра, длина улицы — 220 метров, то есть в 10 раз больше ширины и высоты. Пропорции 1:1:10 соответственно. Это как код, раскрывающий тайну гармонии петербургской архитектуры. Но не менее значимо и то, что происходило на сцене этого театра. Одни имена авторов постановок говорят о величии этого театрального эпоса, который здесь писали и ставили: Грибоедов, Гоголь, Чехов, Чайковский, Мейерхольд, Пушкин, Тургенев и Достоевский, захаживали сюда просто как зрители.

И вот, юбилей — 190 лет Александринке. Валерий Фокин сейчас очень ярко и современно продолжает традиции этого театра: открыта и вторая сцена, и сложнейший в инженерном плане, наполненный машинерией мультимедийный зал. Сегодня труппа театра во главе с Валерием Фокиным отдали дань памяти великому гению Карлу России и открыли бюст в здании театра — театра, который и в 21-м веке, спустя 190 лет, продолжает традиции великого русского театрального искусства».

ВАЛЕРИЙ ФОКИН, художественный руководитель Александринского театра:

«Есть здания, которые живут отдельно от того, что происходит на сцене. Одно не связано с другим. А здесь, наоборот, связано. В лучших спектаклях в его истории, когда возникал диалог между залом и сценой, крупные режиссеры, которые в этом театре работали, они это чувствовали. Они это делали. Возникала особая атмосфера, когда здание, сцена, зал помогали, художественно помогали спектаклю. Или, наоборот, конфликтовал, отторгал».