Андрей Смирнов, ведущий:

Ноябрь 2022 года можно без преувеличения назвать месяцем Государственного музея истории религии. Он отмечает свой юбилей — 90 лет. Это уникальное научное и выставочное пространство, аналогов которому в нашей стране просто не существует. Конечно, со всей коллекцией Музея истории религии мы познакомиться за один раз не сможем. Я выбрал одну из самых легендарных — масонскую коллекцию. Марина Викторовна, когда мы говорим о масонах, у всех возникают двойственные ассоциации, чувства, что это что-то жутко секретное, таинственное, подпольное. С другой стороны — это что-то страшное, непознанное. И все думают, масонский заговор и спасайся кто может! Почему к масонам такое вот отношение?

Марина Птиченко, заведующая отделом научного проектирования экспозиций и выставок Государственного музея истории религии:

К сожалению, это уже такой исторически сложившийся факт. Хотя на самом деле сейчас о масонах очень много известно. Это уже не такое тайное, не такое секретное общество, каким оно было в момент своего образования, скажем так, где-то в середине XVIII века. Если что-то и является секретным или тайным, то только содержание работ. Так они называют свои заседания, на которые обычно собираются, работами. Конечно, они не плетут интриги и заговоры. Все связывают с этим, но на самом деле это не так. Это посвятительный орден, главная цель которого заключается, в первую очередь, в том, чтобы вывести человека на путь самосовершенствования.

Андрей Смирнов, ведущий:

Я знаю, что масонская коллекция был одной чуть ли не первых коллекций Музея истории религии. Которая его ровесник фактически.

Марина Птиченко, заведующая отделом научного проектирования экспозиций и выставок Государственного музея истории религии:

Да. Действительно в 1934 году мы получили из Государственного Эрмитажа небольшую часть собрания Дмитрия Геннадьевича Бурылина. Это известный коллекционер, собиратель Иваново-Вознесенска. Основал там музей. У него действительно была богатейшее собрание масонских предметов. Здесь представлены, во-первых, мейсенский фарфор. Известные очень скульптуры, представляющие ложу мопсов. Затем вот масоны в гипсе тоже берлинской мануфактуры. Потом представлены молотки всевозможные, которые используются во время заседаний масонских лож.

Андрей Смирнов, ведущий:

У них функция такая же как у судей?

Марина Птиченко, заведующая отделом научного проектирования экспозиций и выставок Государственного музея истории религии:

Приблизительно. Стучат молотками — это такое условное, образное выражение, когда говорят о масонских работах. Здесь очень хороший представлен конца XVIII века фартучек масонский. Называется он запон в русской традиции.

Андрей Смирнов, ведущий:

Это некая униформа?

Марина Птиченко, заведующая отделом научного проектирования экспозиций и выставок Государственного музея истории религии:

Это некая часть облачения масонов, во время которых он должен присутствовать на заседании в ложе. И в эту униформу входит такой вот передничек, перчатки, сумочка, в которую складываются личные вещи, и лента.

Андрей Смирнов, ведущий:

Это всё происходит от того знаменитого Союза, объединения, Артеле вольных каменщиков? Либо это одна из гипотез возникновения масонства?

Марина Птиченко, заведующая отделом научного проектирования экспозиций и выставок Государственного музея истории религии:

В общем говорят, что да, корнями масоны и само движение масонства, оно уходит в Средневековье к Артеле строителей-каменщиков. Когда непосредственная деятельность составляющая, строительная скажем так, ушла на второй план, то вот эти орудия строителей-каменщиков — молотки, мастерки, циркули, угольники — всё, что можно видеть на предметах, связанных с масонством, оно обрело такое вот символическое наполнение.

Андрей Смирнов, ведущий:

Я не могу у вас не спросить про очаровательный наряд, который здесь стоит. У меня ассоциации либо с палачом, либо с ку-клукс-кланом.

Марина Птиченко, заведующая отделом научного проектирования экспозиций и выставок Государственного музея истории религии:

Это другая страница нашей коллекции. И связан он с масонами 20-х годов уже XX века, которые здесь у нас в Петрограде, Ленинграде осуществляли свою деятельность. Конечно, это было не такое организованное и регулярное движение, как скажем, во второй половине XVIII века — до 20-х годов XIX века.

Андрей Смирнов, ведущий:

Если мы продолжим путешествие по масонской коллекции Музея истории религии, то я не могу не обратить внимание на обилие холодного оружия. Тоже неотъемлемая часть эстетики масонства.

Марина Птиченко, заведующая отделом научного проектирования экспозиций и выставок Государственного музея истории религии:

Да, мечи — символ карающего закона. Атрибут, который тоже должен был иметь при себе масон во время заседания. Конечно, современные масоны такие мечи уже не носят.

Андрей Смирнов, ведущий:

А вот эти вот чудесные птицы?

Марина Птиченко, заведующая отделом научного проектирования экспозиций и выставок Государственного музея истории религии:

Это пеликан, который кормит кровью своих птенцов. И он символизирует масонское братство.