В гостях у программы «Утро​ в​ Петербурге» Анна Кутькова, нейропсихолог отделения реабилитации Санкт-Петербургского НИИ скорой помощи имени И. И. Джанелидзе.

Тимофей Зудин, ведущий: В 2010 году в книге рекордов Гиннеса появилась запись о самом большом кроссворде в мире. Он включил в себя 25 970 слов, которые заняли 132 000 клеток.

Людмила Ширяева, ведущая: Самое приятное, что кроссворд-гигант написан на русском языке. А тем временем, ученые из Колумбийского университета обнаружили, что разгадывание кроссвордов может дать фору многим высокотехнологическим разработкам. Кроссворды оказались эффективнее специальных программ, которые создали для тренировки памяти у пожилых людей с легкими когнитивными нарушениями.

Тимофей Зудин, ведущий: Пожилые люди благодаря кроссвордам могли вернуться к почти привычной жизни, начать лучше запоминать и логически мыслить.

Людмила Ширяева, ведущая: Действительно ли кроссворд может помочь продлить молодость мозга?

Анна Кутькова, нейропсихолог отделения реабилитации Санкт-Петербургского НИИ скорой помощи имени И. И. Джанелидзе: Под молодостью мозга мы подразумеваем правильное функционирование его нейронных связей. Это функционирование состоит не из одного процесса, а из группы психических процессов (памяти, внимания, мышления и речи). Если мы говорим про кроссворды, то конечно, все психические процессы кроссворды разом не разовьют. Скорее всего, в зависимости от вида кроссворда он будет развивать речь, возможно, память. Если мы говорим про классический кроссворд.

Людмила Ширяева, ведущая: Какие кроссворды нужно разгадывать, чтобы мозг был в тонусе?

Анна Кутькова, нейропсихолог отделения реабилитации Санкт-Петербургского НИИ скорой помощи имени И. И. Джанелидзе: Здесь нужно действовать по механизму развития детей. Когда мы развиваем ребенка, то подбираем ему задание, которое чуть сложнее того, которое он может решить сейчас. Здесь то же самое, когда мы выбираем себе упражнение для развития мозга и поддержания его здоровья, то тогда нам должно быть немного сложно. И чтобы поддерживать психические функции, нужно решать разные виды кроссвордов. Должно быть разнообразие, чтобы логика решения у кроссвордов была разная.

Тимофей Зудин, ведущий: Если взять другие головоломки: кубик-рубик, игра «Эрудит», подходят ли они для этих целей?

Анна Кутькова, нейропсихолог отделения реабилитации Санкт-Петербургского НИИ скорой помощи имени И. И. Джанелидзе: Как и с любым другим пособием, упражнением или игрой. Вопрос в том, как мы подходим к решению этой головоломки. Если мы заранее в голове будем просчитывать решение, то неплохо повлияем на регуляторные функции.  

Людмила Ширяева, ведущая: Что химически происходит в мозгах, когда мы думаем над решением?

Анна Кутькова, нейропсихолог отделения реабилитации Санкт-Петербургского НИИ скорой помощи имени И. И. Джанелидзе: Благодаря возможностям нейропластичности мозга те функциональные зоны, которые сохранены и до этого мозгом не использовались, напрягаются и вовлекаются в работу. Образуются новые нейронные связи. Благодаря этому расширяется наш опыт, и мы используем наш мозг более эффективно.  

Тимофей Зудин, ведущий: С какого возраста нужно так тренировать мозг?

Анна Кутькова, нейропсихолог отделения реабилитации Санкт-Петербургского НИИ скорой помощи имени И. И. Джанелидзе: По моему опыту, возраст абсолютно разный. Мы упражняемся со всеми пациентами, начиная с 18 лет. Тут человек по своим субъективным ощущениям сам решает, что ему пора поддерживать мозг. Он замечает, что у него ухудшаются какие-то психические процессы: начал забывать слова, речь становится хуже, появляется рассеянность. Очень важно, возникают ли эти ощущения, когда вы устали, получили стресс, или это уже происходит постоянн, еще и ухудшается. Важно отследить тот момент, когда происходит постепенное ухудшение психических процессов, и надо обращаться к специалисту. 

Людмила Ширяева, ведущая: Как дети могут таким образом улучшать свой мозг? С чего начать и как продолжить?

Анна Кутькова, нейропсихолог отделения реабилитации Санкт-Петербургского НИИ скорой помощи имени И. И. Джанелидзе: Задача родителя – подобрать пособие, которое подходит ребенку по возрасту. Для этого на многих играх есть возрастная маркировка. Чтобы всем было интересно, можно взять пособие и себе, и ребенку, уделить 15 минут совместному развитию.