Почти сразу после своего появления Кадетская и 1-я линии Васильевского острова стали привлекать к себе внимание. Один за другим здесь возвышаются каменные дома именитых людей разных эпох. Спустя века мы можем ещё ярче представить себе Санкт-Петербург прошлого: теперь улицы освещают точные копии исторических фонарей.

ИЛЬЯ ФИЛИМОНОВ, архитектор:

Мы видим элементы той эпохи. Так или иначе они сочетаются со зданием — по пропорциям, по применяемым материалам. Здесь это ближе к классике: чёрный металл, приближает нас к ковке.

Художественная ковка, вензеля, изящные кронштейны — фонарь перестаёт выполнять исключительно утилитарную функцию — освещение дороги. Он становится важным элементом городской среды.

ДАРЬЯ БОГДАШКИНА, корреспондент:

В 2013 году на Малой Конюшенной появились фонари, идеально вписавшееся в исторический центр. На них мы видим кронштейны в стиле модерн. Ну а, как напоминание об императорских конюшнях, верх фонаря украшает фигура коня.

Из века 18-го переносимся в наши дни. Всё те же правила «контекстуального дизайна» — когда все элементы выполнены в едином стиле — мы видим в общественном пространстве на набережной реке Карповки.

ИЛЬЯ ФИЛИМОНОВ, архитектор:

Фонари являются неотъемлемой частью этого пространства, так же, как и другие малые архитектурные формы, дизайн, создавая атмосферу. Даже несмотря на то, что мы находимся в исторической части города, здесь всё выполнено достаточно современно.

Никаких украшений и чугуна — только минимализм, лаконизм и смелое применение металла. Выглядит футуристично.

ДАРЬЯ БОГДАШКИНА, корреспондент:

Кстати, а всего в 20 метрах отсюда — совершенно обычные, утилитарные фонари. Таких по городу — огромное количество!

Быть в гаромонии с окружающей средой бывает не просто. Например, на Московском проспекте можно видеть как постройки эпохи классицизма, так и модернизма.

ИЛЬЯ ФИЛИМОНОВ, архитектор:

Мы здесь стоим на стыке двух эпох. Если с одной стороны фонари более контекстуальны, отвечают контексту, то если смотрим дальше, то они начинают контрастировать, потому что уже идут к ансамблю площади Победы.

С одной стороны, фонарь — всё тот же неотъемлемый элемент городских улиц, что и три века назад. С другой — появились новые формы и техническая начинка: вместо масла, газа и керосина — светодиоды. Но какие бы изменения ни происходили, непреложной остаётся истина: «Фонарь в Петербурге больше, чем фонарь».