В Эрмитаже началась подготовка к грандиозной выставке, посвящённой 200-летию египтологии. Как Петербург стал одним из мировых центров этой науки, рассказывает Полина Ганичева.


ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:

«Продолжаем выпуск. Главная научная сенсация этих дней. Учёные в который уже раз разгадали тайну строительства египетских пирамид. Эксперты выяснили, как каменные блоки доставляли в Гизу. Специалисты французского университета Экс-Марсель провели исследование окаменелых зёрен пыльцы, найденных в  блоках пирамид, и сделали предположение, что древние египтяне использовали разливы реки Нил для перевозки крупных блоков. Пыльца была из тех районов Египта, которые находились гораздо выше по течению реки.
А в пустыню их доставляли на плавсредствах, используя Нил как транспортную артерию. Рельеф местности и полноводный древний рукав реки Нил позволили построить такие гигантские каменные сооружения. Ещё на один шаг мы приблизились к разгадке древней египетской цивилизации. А тем временем, в Эрмитаже началась подготовка к грандиозной выставке, посвящённой 200-летию со дня возникновения науки, один из центров которой находится именно в Петербурге. Египтологии. Весь мир будет отмечать этот юбилей. Он связан с открытием, которое сделал француз Жан-Франсуа Шампольон. Основатель египтологии. Кстати, Почётный член Петербургской Академии наук. И давайте посмотрим, как одна из величайших цивилизаций на земле отразилась на нашем Петербурге. Египетский Петербург. Очень органичное и понятное для всех петербуржцев словосочетание. Полина Ганичева продолжит тему».

В Государственном Эрмитаже готовятся ко дню рождения. Не человека или изобретения, а науки. Египтологии. Ровно 200 лет назад Жан-Франсуа Шампольон научил человечество переводить иероглифические тексты. Культура древней цивилизации стала ближе. С ней буквально можно было начинать диалог.

ПОЛИНА ГАНИЧЕВА, корреспондент:

«Почему расшифровать древнеегипетские тексты было так сложно? Давайте попробуем разобраться. Для начала уберём все пробелы — слова сливались в одну строку. Гласные тоже вычёркиваем — они просто не фиксировались на письме. И теперь читаем справа налево, и помним: каждый знак, каждый иероглиф может означать и отдельное слово (понятие), и просто звук. Это не просто языковая система — это целый способ мышления».

Но это очевидно сейчас. В начале 19 века исследователи сходились только в одном: каждый символ – это отдельное слово, понятие. Поэтому любой знак учёные пытались интерпретировать.

АНДРЕЙ БОЛЬШАКОВ, заведующий сектором Древнего Востока Государственного Эрмитажа, доктор исторических наук:

«Когда они упирались в проблему, которая казалась им неразрешимой, они просто уходили от этой дешифровки в другие области. А Шампольон был мономаньяком. Он интересовался только этим, он этому посвятил всю жизнь. И, это сделав, вскоре и умер».

Молодой французский учёный сравнивал написание имён царей на памятниках древности. Найти их в общем (тогда ещё абсолютно непонятном) тексте было несложно – каждое обрамлял «картуш». В сравнении имён собственных открылись первые звуки. Отрицать стало невозможно: авторы текстов использовали несколько типов знаков. В память об открытии, которое сегодня позволяет прочитать любую надпись тысячелетних экспонатах, в Эрмитаже откроется выставка. 

Настоящая жемчужина будущей выставки — фарфоровый египетский сервиз, подаренный Наполеоном Александру I. Показать его сейчас полностью в кадре просто невозможно, иначе он занял бы 12-метровый стол. Зато можно будет увидеть лично, здесь, в Эрмитаже — весь сервиз, все предметы, соберут на одном постаменте.

Привезут их из московской усадьбы Кусково. Фарфоровый презент от императора императору был изготовлен и подарен ещё до открытия Шампольона, когда египтомания только начиналась…

Впервые мировая мода на всё египетское появляется на рубеже 18-19 веков, во времена походов Наполеона Бонапарта, а в начале 20 века достигает пика: Говард Картер обнаруживает гробницу фараона Тутанхамона. И вот уже французские кутюрье выпускают целые ориентальные коллекции, а в нарядах актрис из черно-белых фильмов хоть и не видно оттенка золота, зато читается изображение скарабея.

В 1909 году в Париже в «Русских сезонах» премьера балета «Клеопатра». В главной роли Ида Рубинштейн. Появляется из саркофага. Идею предложил художник по костюмам Лев Бакст. Его эскизы позже тоже начнут «цитировать». Критики сначала (по ошибке) свяжут новую постановку с повестью Пушкина. Слишком похоже на его «Египетские ночи», но не в этот раз. Модные ориентальные тексты пишут и до, и после него. Египет всегда был для остального мира тайной. Потому привлекал – считает культуролог Римма Тимофеева.

РИММА ТИМОФЕЕВА, доцент кафедры истории искусства СПбГУПТД:

«Многие явления, которые есть в искусстве, в культуре, они впервые были созданы в древнеегипетской практике. Например, колонны. Этот интерес — он был и научный, и, с другой стороны, субъективный. Считалось, что вот Египет — это очень интересная цивилизация, где можно увлекаться философскими воззрениями, какое-то тайное знание традиционно искали».

Начало и центр египтомании в Петербурге – Университетская набережная. Сфинксы, которые старше самой Александрии. 14 век до нашей эры. Они помнят расцвет древней цивилизации и её темные страницы. Вот картуш со стороны Академии художеств углублён в гранит – восстановлен. Отец (Аменхотеп III) попал под опалу сына-богоборца (Аменхотепа IV). Его имена были сколоты. Молча эти сфинксы продолжают хранить сотни таких историй, а иногда и научных открытий.

АНДРЕЙ ВАССОЕВИЧ, директор Института востоковедения РГПУ им. А.И. Герцена, профессор:

«Левая и правая часть этой надписи повторяют друг друга как бы в зеркальном отображении, при этом они идут от общего знака жизни посередине. Надпись читается так: «Да живёт Хор, телец крепкий, воссиявший в правде». И точно так же читается надпись идущая справа налево».

Андрей Леонидович объясняет: так умеют писать обычно левши. То есть можно полагать, что именно они стояли у истоков древнеегипетской письменности.

Анна Соколова живёт и не в Египте и не в Петербурге – в проекции одного на другой. Доходный дом на Захарьевской – один из главных образцов архитектуры египетского стиля прошлого века. Во двор водят экскурсионные группы, в арку приходят влюбленные пары, чтобы получить благословение от бога Ра – такая легенда.

АННА СОКОЛОВА, житель «Египетского дома»:

«Это просто ещё ощущение, как говорила Анна Ахматова, «жизни в пространстве мировой культуры». Когда ты называешь адрес таксист: «Я живу в Египетском доме», в общем, обычно люди сразу же понимают, что это. Ведь это очень важно — ощущать свою принадлежность к этому городу».

Этот доходный дом, Египетский мост, Египетские ворота в Пушкине, даже маленький сфинкс на шлеме Екатерины-Минервы — первое открытие Шампальона и все следующие  навсегда изменили облик города. В научных работах теперь так и пишут: не Сфинксы Аменхотепа III, а петербургские сфинксы.

Математически точная уменьшенная копия пирамиды Хеопса на участке в Гатчинском районе. Супруги Вахрушевы обошли, кажется, каждый метр оригинала в Египте. Не с экскурсией, а лично, с разрешением от министерства древностей.

Внизу отрицательная камера — с шахтой, сверху — положительная. Планировка та же, что и у оригинала. Место царя, царицы, храм и даже лабиринт. Разница только в размерах.

Копия в 19 раз меньше пирамиды Хеопса. А вот саркофаг 1 к 1. Правда, цельного куска гранита, как в оригинале, не нашли — заменили его горным хрусталём. Под облицовкой его 1,5 тонны! Теперь это место для медитации.

Пусть кириллица и иероглифика – это разные языковые системы и разные способы мышления, а расстояние между Россией и Древним Египтом тысячи километров и тысячи лет. Они каждый день, несмотря на время и географию, встречаются в Петербурге. Обмениваются историями и вспоминают о лучших и худших временах в истории. И этот диалог культур – это способ сохранить память человечества о себе самом.