На каких улицах теперь нельзя оставить автомобиль бесплатно? Как оплатить парковку? И как этот опыт будет распространяться на другие районы города? Репортаж Антона Цумана.
ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:
«Продолжим городскую хронику. С 1 сентября в Петербурге расширена зона платной парковки. К уже имеющимся платным парковочным местам добавились ещё 56 улиц Центрального района. Это территория, ограниченная Дворцовой набережной, набережной Фонтанки и Гороховой улицей. Туда входят Большая Морская, Большая Конюшенная улица, Апраксин переулок, Думская улица, Инженерная, Итальянская, Миллионная улица, Манежная площадь, площадь Искусств, площадь Островского. И на подходе уже Адмиралтейский район, который тоже войдёт в зону платных парковок. За ним Петроградский район. Одним словом, эпоха бесплатной стоянки в центре города закончилась. Как же мы теперь будем парковаться? Чего нельзя делать? Одно сразу точно скажу: нельзя запарковать машину и уйти. А потом уже по окончании парковки всё оплатить. Платить надо сразу. В течение 15 минут. Почему это правило нельзя нарушать? И почему другого выхода у нас при таком количестве автомобилей в Петербурге уже нет? Об этом — в репортаже Антона Цумана».
Итальянская улица. Утро. Парковка у Дома радио, очень популярное место для парковки. В сентябре привычный распорядок дня автовладельцев, которые ставили здесь машины, изменился. Главная задача уже звучит не сколько как найти свободное место, сколько как теперь жить в тех условия, когда парковка на этой улице теперь только за плату.
Надежда Иванова вместе с сестрой — волонтёры, которые с первых дней введения новых зон платной парковки в городе помогают водителям ориентироваться в новых правилах. И получают первые отзывы. Перемены подмечают и гости города.
И теперь вместе с Итальянской улицей в Петербурге, по статистическим данным, 3357 парковок и 16 246 платных парковочных мест. Новые условия, к которым автомобилистам придётся приспосабливаться.
Первые платные парковки появились в Петербурге в 2015 году, когда была запущена пилотная зона на севере центрального района. Затем рядом добавилась новая, до набережной Фонтанки, 1 июля этого года — новая зона появилась в районе Лиговки, а 1 сентября платным стал весь Центральный район Петербурга. И это только начало.
Глава Центра управления парковками Санкт-Петербурга Михаил Курдяев поясняет: зона платной парковки продолжит расширяться, но на весь город её распространять не намерены. Далее будут действовать точечно по самым запаркованным местам. Например, у вокзалов.
Опыт эксплуатации первых зон показал: от фотоэлементов, которые раньше отмечали в системе занятость парковочного места, стоит отказаться, не выдерживают погодных условий. Паркоматов, установка каждого из которых стоит 1,5 миллиона рублей, будут ставить меньше. Зато способов онлайн-оплаты теперь гораздо больше.
Первый — зарегистрироваться в личном кабинете на сайте parking.spb.ru и оплатить парковку онлайн. Второй — установить специальное приложение, зарегистрировать личный кабинет и привязать к нему банковскую карту. Третий — отправить смс на номер 5303 в формате: номер парковочной зоны, «звездочка», регистрационный номер автомобиля, «звёздочка», количество часов парковки, «звёздочка», тип транспортного средства: а — мотоцикл, б — легковой или с — грузовой автомобиль. Четвёртый — воспользоваться чат-ботом в телеграме @MyParking_bot.
Но всё это работает, когда под рукой смартфон и интернет. А что делать, если этого нет? Проведём эксперимент. Мы уложились в 5 минут. Но это, скорее, знание города помогло. Да, ближайший паркомат можно найти на онлайн-карте на сайте. А если человек иногородний? Без смартфона? Ещё и пойдёт не в ту сторону? Заблудится? Так что риск не вписаться в бесплатный 15-минутный интервал есть — и штраф в три тысячи рублей в этом случае гарантирован, ведь контроль за парковочным пространством ведётся постоянный.
Эти машины уже стали одной из примет центра Петербурга. У каждой строго определённый маршрут. Интервал 15-20 минут. Номера припаркованных машин считывают сразу две камеры. Данные тут же передаются в систему «ДОЗОР», и если номера нет в базе оплативших парковку, она тут же сурово, беспристрастно, механически выпишет постановление об административном правонарушении.
Сворачиваем на следующую улицу, здесь видим примету нового времени. Чем дороже автомобиль, тем большая вероятность того что номер либо заклеен, либо прикрыт, либо нечитаем — одним словом, сделано всё, чтобы обмануть систему.
В комитете по транспорту об этой проблеме знают. Признают: за каждой улицей поставить контролёра невозможно. Но заверяют, что выход из этой ситуации будет найден в самое ближайшее время.
Опыт платных парковочных зон — не петербургское и даже не российское изобретение. Платные парковки — уже давно зарекомендовавший себя опыт в европейских мегаполисах.
Например, в Вене час стоит в среднем чуть больше двух евро, максимальное время парковки — 2 часа. В Женеве от 1 франка на специальной перехватывающей стоянке до 5 франков в подземном паркинге. В Париже от 2,5 евро на окраине до 4 евро у Эйфелевой башни. Ночью и по выходным парковки бесплатны. В Лондоне 2 фунта стерлингов на окраине и 5 фунтов у знаменитого Гайд-Парка. Въезд на автомобиле в сам Сити стоит до 14 фунтов.
В Петербурге действует единый тариф. 100 рублей в час с 7 утра до 8 вечера. После — бесплатно. Повышать его в настоящий момент в комитете не планируют, но не исключают, что в особо загруженных зонах со временем плата может увеличиться. И здесь многие эксперты советуют учесть опыт Москвы, где зона платной парковки действует уже юбилейный, 10-й год. Чтобы уберечься от возможных ошибок.
Для тех автовладельцев, кто проживает в зоне платной парковки, предусмотрены льготы. Особое резидентное разрешение, которое можно оформить в ближайшем МФЦ или на сайте «Госуслуги Петербурга». Для инвалидов, ветеранов, многодетных семей, владельцев электромобилей оно бесплатно, для остальных 1800 рублей в год за один легковой автомобиль.
Для жителя Казанской улицы Антона Павлова никаких перемен не произошло, всем автовладельцам его дома хватает места во дворе, куда действие парковочной реформы не распространилось. Но перемены на этой улице с 1 сентября жителей этой части Казанской улицы, скорее, радуют, чем огорчают.
Теперь между платной и бесплатной частями Казанской улицы контраст, что называется, налицо. Его можно заметить и на Большой Морской. Но есть и то, что, по мнению горожан, требует тонкой настройки.
Времена, когда в центре Петербурга можно было припарковать машину бесплатно, уже прошли. Новые правила можно хвалить, можно ругать, но не подчиняться им мы не имеем права. Да, никакая реформа не проходит гладко и без ошибок. Но они необходимы для того, чтобы Петербург был комфортным и безопасным для всех: и пешеходов, и автомобилистов.