Современный театр и его герои — в репортаже Ивана Уварова.
ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:
«А теперь о новостях культуры. И главным событием здесь можно назвать начало театрального сезона. Это всегда ожидания, надежды, иногда разочарования. Но всегда очень интересно. Перечислять всё достойное внимания очень долго. И Валерий Фокин в Александринке с историческими парадоксами эпохи Александра III. И Валерий Гергиев с грандиозными постановками. И БДТ, где Могучий идёт к истокам шукшинской прозы. И Лев Додин в МДТ хочет удивить мир новым прочтением чеховской «Чайки». Не отстаёт и авангардный театр в подвалах Кирхи. Итальянец Джулиано ди Капуа удивит постановкой по мотивам стихов Цветаевой, куда вошли фрагменты интервью с малолетними заключёнными из детских колоний. А ещё и надвигающийся в следующем году двухсотлетний юбилей Островского. Готовимся уже. Одним словом, палитра идей, режиссёрских замыслов, экспериментов, высказываний и манифестов безгранична. Разобраться в ней или пересказать её невозможно. Надо просто идти и смотреть. Как это сделал Иван Уваров».
Через два часа у Ивана первая в его жизни премьера. Особенный и такой важный день в жизни каждого молодого артиста. Волнуется? Конечно! Посмотрите, как трясутся руки. Это первый в его жизни театральный сезон и первое интервью. Впервые он расскажет историю, которую спустя годы, когда он станет знаменитым, будет знать каждая его поклонница.
ИВАН КОНКИН, актёр Театра на Васильевском:
«Учился плохо в школе. У меня были проблемы с преподавателем по литературе в школе, недолюбливала и обижала меня перед всем классом. Я решил ей как-то доказать. Что я не балбес и чего-то стою».
Всё. Пора, как говорят в театре, «заряжаться». То есть занять своё место на сцене. Пока зритель занимает свои места в зале. А занавес еще закрыт.
Чтобы молодым — и не очень — артистам зритель не мешал работать. За порядком следит Елена Леонидовна. Капельдинер. Это по старинке. А в народе — билетер. По сути, лицо театра. Она сезон за сезоном встречает и провожает его величество зрителя, который в 21 веке покупает отнюдь не программки.
Обойти пустое фойе перед началом спектакля. Проверить, все ли двери плотно закрыты. Обязательный ритуал. А вот заглянуть в зал и подсмотреть за репетицией — уже традиция.
Пока на одной петербургской сцене открывает свой сезон Михаил Боярский, на другой — сдача. Показ для пап и мам. Предпремьерный прогон. В зале только свои. Друзья, коллеги, родственники. Добрый и самый критически настроенный зритель. На такие показы даже камеру пускают только в виде исключения. Потому что играть для своих — подобно провалу в пропасть. Хотя это тщательно скрывается. Театр — дело такое.
ВАЛЕРИЙ ФОКИН, художественный руководитель Александринского театра:
«Для меня волнительное одно — как бы сделать так, чтобы разрыв между тем, что ты хотел сделать, и тем, что произойдет, был как можно меньше».
Ничего необычного. Просто урок классического танца. У будущих серьезных драматических артистов. Первый курс. Первый батман тандю.
Первый успех, первый провал, первые аплодисменты — все это у них еще будет. А пока все только начинается. И у будущих артистов всегда все начинается с упорного труда. И самоотдачи. Потому что иначе — никак.
Середина 18-го века. В Петербург из Ярославля по приглашению Елизаветы Петровны приезжает труппа купца Федора Волкова. Дают представления при дворе. Императрица в восторге. После чего в 1756 году учреждает «русский для представления трагедий и комедий театр». А Фёдор Волков официально назначен «первым русским актером».
ИВАН УВАРОВ, корреспондент:
«Так в Петербурге появились императорские театры, которые потом подхватили знамя революции. Эксперимент и идеология партии как-то умудрялись уживаться на одной сцене. Но все это придёт к великому русскому психологическому театру, который в 90-е забудет зритель. Не до этого. И вот, театр современный, который до сих пор остаётся отражением нашей жизни».
Петербург. Не просто культурная столица. Театральная столица России, открыть сезон в которой даже самые престижные театры страны считают честью. Владимир Машков перед первым в этом сезоне выходом на сцену дает большую пресс-конференцию. Его театр — Московский театр Олега Табакова — открывает свой сезон в Петербурге.
ВЛАДИМИР МАШКОВ, художественный руководитель Московского театра Олега Табакова:
«Для людей, кто занимается театром, он родной. И если ты не можешь этому соответствовать, тебя может подавить это. Русский зритель очень недоверчивый. И в Санкт-Петербурге еще внимательнее смотрят».
А это тот самый внимательный, требовательный петербургский зритель. Юлианна Леонидовна. Стабильно, раз в неделю она здесь, в Мариинском. Такой зритель возможен только в Петербурге, самом театральном городе мира. Городе, где в один вечер на площади Островского в царской ложе восседает император, а на Театральной звучит музыка Россини.
Петербург всегда был и остается самым театральным городом, потому что театр, как мы помним, начался здесь. Здесь он и продолжается. Вот уже 266-й сезон.