Андрей Смирнов,ведущий: Сергей, мы продолжаем вашу авторскую экскурсию по Большому Петергофскому дворцу. Мы уже выяснили, что при Петре I это были Нагорные палаты, дворец выглядел совсем по-другому. Но что-то мне подсказывает — вот эта вот уникальная лестница дубовая, которую никогда туристы не видят.
Сергей Бондарев,заведующий отделом «Большой Петергофский дворец» ГМЗ «Петергоф»: Согласно канонам начала XVIII столетия вход в любое парадное сооружение должен был находиться в центре. В середине XVIII века по приказу дочери Петра императрицы Елизаветы гениальный Франческо Бартоломео Растрелли парадный вход во дворец переносит в дальнее Западное крыло дворца. А здесь в центре Большого Петергофского дворца мы бережно храним реликвию петровского времени — дубовая лестница, созданная по проекту архитектора Жана-Батиста Леблона. Работами руководил до него немец Иоганн Браунштейн. Под его руководством работали русские мастера. И когда Жан-Батист Леблон прибывает в Петергоф, он видит, что у подножия уже возведённого дворца начинают рыть котлован. Не дожидаясь санкций царя, Леблон начинает опоясывать дворец железом, вставлять свинцовые сваи в стены дворца, укрепляя их тем самым. Благодаря этим экстренным усилиям первоначальный дворец был спасён. И Леблон включает уже свою фантазию. Он говорит, что и первоначальная лестница «Зело мала и неказиста». Ему не нравится размер дверей и окон — очень маленькие считает Леблон. Царь пишет: «Остановите Леблона! Уже заказаны в Европе оконные, дверные рамы, уже деньги заплачены».
Андрей Смирнов,ведущий: В общем Пётр I не пошёл на поводу у Леблона получается?
Сергей Бондарев,заведующий отделом «Большой Петергофский дворец» ГМЗ «Петергоф»: Да, у него был свой взгляд. У него был утверждённый уже проект и Пётр не собирался менять свои намерения. В петровское время этот зал назывался Итальянским салоном. Именно здесь Леблон решается, это мы сейчас понимаем, что на отчаянный шаг, а тогда Леблон верит в себя и понимает, считает, что это нужно. Он здесь ломает окна и двери. Без спроса, не дожидаясь санкций царя. И вот один из современников тогда напишет, что когда царь узнал об этом, Леблон чуть было не почувствовал на себе всю тяжесть царской руки.
Андрей Смирнов,ведущий: Я знаю, то, что вы в ходе своей авторской экскурсии показываете какой-то сюрприз.
Сергей Бондарев,заведующий отделом «Большой Петергофский дворец» ГМЗ «Петергоф»: В петровское время вот этого самого объёма не было. Мы с вами находимся в воздухе, если бы переместились во времена Петра Великого. Доказательством этому служит свод окна петровского дворца и вбитая в фасад свая, с помощью которых архитектор Леблон и укреплял разрушающиеся Верхние палаты.
Андрей Смирнов,ведущий: Дубовый кабинет — та самая реликвия, тот самый шедевр.
Сергей Бондарев,заведующий отделом «Большой Петергофский дворец» ГМЗ «Петергоф»: Архитектор Леблон создаёт проект рабочего кабинета. Его жемчужиной становятся резные деревянные дубовые панно на стенах. Самое-то главное, что из всех панно, которые нас сейчас окружают, из них 8 подлинные. Они были спасены в годы Великой Отечественной войны. Узнать их вы можете по более тёмному оттенку. Например, с изображением музыкального инструмента и нотного стана. И вот эти панно действительно видели первого российского императора.
Пётр гордился этим комплексом, потому что он лично показывал свои дворцы приезжающим гостям. И эта великая задумка петровская, к счастью, осуществилась уже во времена его правления.