Юрий Зинчук, ведущий: «Говорить о том, что и как обсуждалось на форуме можно бесконечно долго. Но давайте попробуем как-то структурировать всё услышанное и увиденное. Ведь, по сути, вся повестка дня Петербургского международного форума сводилась к поиску ответа на один вопрос: что такое хорошо сейчас для современной России. Что даёт повод для надежд и ожиданий нашего технологического лидерства в мировой экономике. А что плохо для нас. Что как пудовые свинцовые гири тянет нас ко дну. Итак, очень простой вопрос: что такое хорошо, а что такое плохо. Но, как выяснилось, найти ответ на него – это очень сложная задача».
Максим Соколов, министр транспорта Российской Федерации: «Конечно, развитие транспортной системы во всех отношениях – это использование нашей страной конкурентных географических и геополитических преимуществ. Экспорт транспортных услуг принёс примерно половину доходов, а может чуть больше, от экспорта природного газа. А ведь газ – это невосполнимое извлекаемое природное ископаемое.
Юрий Зинчук: «А что плохо?»
Максим Соколов: «Отсутствие финансирования для масштабных инфраструктурных проектов является сегодня большим препятствием для развития транспортной системы, а значит, и для всей нашей страны».
Юрий Зинчук: «А кто должен найти эти инвестиции? Бизнес, государство, иностранные инвесторы?»
Максим Соколов: «Вы практически ответили на этот вопрос. Конечно же, без поддержки государства ни один частный инвестор не вложит свои средства и инвестиции, если он не видит, что государство заинтересовано в реализации этих проектов и готово вместе с ним рисковать, в том числе и деньгами».
Юрий Зинчук: «Что такое хорошо для современной России, а что такое плохо?»
Герман Греф, президент и председатель правления Сбербанка России: «Вы хотите, чтобы я предвосхитил все выводы и все разъехались? Прелесть форума заключается в том числе и в том, что каждый должен сделать свои выводы, что такое хорошо, а что такое плохо. Готовые рецепты не работают. Работают выстраданные рецепты каждым участником. Мы не хотим давать рыбу никому. Мы хотим помогать ловить эту рыбу. Обучение нового поколения навыкам 21 века – это сегодня самое ключевое, что нужно сделать стране, чтобы страна была конкурентоспособной».
Ирина Яровая, депутат Государственной Думы РФ: «Когда задают столь категоричные вопросы, они сужают и проблему, и восприятие. Вы не видите горизонт, вы видите отдельную точку. Сегодня в мире – три самых больших дефицита. Дефицит правды, доверия и созидательного взаимодействия и сотрудничества. Наш форум ломает все стереотипы. Он открывает горизонт правды, доверия и созидательного взаимодействия. Я думаю, у России очень высокий потенциал. Нужно говорить не о том, что нужно делать, а констатировать то, что уже действует. И горизонт, о котором мы говорим, он очень перспективен. Хорошо, что сегодня здесь очень много молодёжи. Эта площадка для них. Это возможность понять и увидеть свою личную роль, возможность своей самореализации нашей большой и интересной страны».
Юрий Зинчук: «Что такое хорошо для современной России, а что такое плохо? Главная беда и главный шаг, который надо сделать, чтобы выйти на абсолютно другой уровень?»
Александр Проханов, писатель: «Моя точка зрения – точка зрения гуманитария. Мне кажется, что Россия должна сформулировать свою русскую мечту. Это ценности божественной справедливости. Социальная справедливость – это отношения человека с человеком, а божественное – огромное мировоззрение русское, его необходимо собрать и сформулировать, чтобы оно прозвучало из уст власти, из уст президента».
Алексей Кудрин, заместитель председателя Экономического совета при Президенте России: «Мы не смогли после Советского Союза перезапустить процесс технологического развития. Мы зачастую живём на этом базисе, на этих традициях передачи из поколения в поколение опыта. Но новую модель быстрого развития мы ещё не создали. У нас есть для этого возможность, резервы. Ближайшие 6-7, может 10 лет станут для России серьёзным вызовом в области технологического развития.
Александр Шохин, президент Российского союза промышленников и предпринимателей: «Вопросы старые, кому на Руси жить хорошо – этот вопрос задавали почти 200 лет назад, не получали правильного ответа. Тот факт, что начинается оживление экономики, безусловно, хорошо, это позволяет говорить не об антикризисных мерах, не преодолении и выходе из кризиса, а о развитии. Другое дело, все понимают, что в этом хорошо есть и плохо. Потому что без специальных усилий мы будем топтаться на месте. Дальше вполне возможен спад. Поэтому нужен рывок. Усилить роль государства в экономике, разбухших государственный надзорный аппарат подсократить в разы. Стимулировать реальные инвестиции. Надо сделать всё, чтобы любой рубль инвестиции ориентировался на самые передовые цифровые технологии. В любой отрасли. В любой сфере. Мы не сможем поднять авиационную отрасль, если наши самолёты не будут покупать в других странах. Потому что наш рынок не достаточен для того, чтобы уповать только на него».