Петербургский международный экономический форум оказался самым технологичным за всю свою историю. Практически ни одной пленарной сессии или заседания не прошло без участия ученых. Ключевые итоги события – в репортаже Павла Никифорова.
Юрий Зинчук, ведущий: «Теперь давайте посмотрим, что обсуждали участники форума на других панельных дискуссиях и встречах. Девиз форума, кстати, звучит следующим образом. "Поиски баланса в условиях глобальной экономики". Но мне кажется, это неправильный девиз. Какой-то он осторожный и не динамичный. Нужно уже говорить не о балансе. А о прорыве. Прыжке вперёд. Сейчас весь мир, как отметил один из экспертов, живёт по принципу теории Красной королевы. Такое название теория получила по аналогии с Красной королевой из сказки про "Алису в Стране чудес". Помните: "Здесь нужно бежать со всех ног, чтобы оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать вдвое быстрее". А насколько сейчас Россия соответствует этому принципу? И что будет, если мы не сможем этого сделать. Ответы в кулуарах форума и на официальных площадках искал наш специальный корреспондент Павел Никифоров».
Павел Никифоров, корреспондент: «Нынешний 21-й форум в некотором смысле стал революционным. Впервые, помимо чисто экономических тем, всё чаще звучали технологические. А сам ПМЭФ из русского Давоса превращается в петербургский аналог научной конференции TED».
Петербургский Международный Экономический Форум оказался самым технологичным за всю свою историю — и причина этому кроется в самой мировой экономике. Практически ни одной пленарной сессии или заседания не прошло без участия ученых. Удивительное соседство цифр и формул встречалось буквально на каждом шагу. Вот, например, за одним столом сидят банкир Греф и психолингвист Черниговская. Уже не самая привычная картинка для петербургского форума.
Причём об инновациях и технологиях как о двигателе всей экономики говорили далеко не только участники форума с российским паспортом. Так председатель огромной международной консалтинговой компании выразил уверенность, что нашей стране пришло время разворачивать экономику в другую сторону.
Ханс-Поло Бюкнер, председатель The Boston Consulting Group: «В России так много талантов, ученых, инженеров, и в искусстве, и во многих других областях, нужно больше инвестировать в эти таланты и использовать их по максимуму, вместо того, чтобы фокусироваться на природных ресурсах».
За последние пять лет произошло такое мощное удешевление стартапов, что сегодня стали возможны те проекты, от которых вчера отказывались все без исключения инвесторы. Российский ученый Илья Стребулаев – единственный, кто имеет пожизненный контракт в Стэнфорде, в качестве примера привёл крайне удивительную историю.
Илья Стребулаев, профессор финансов Высшей школы бизнеса Стэнфордского университета: «15 лет назад выпускникам Стэнфорда, чтобы создать компанию, нужно было купить программу "Оракл", которая стоила миллион долларов. Вы должны были установить эту систему на своих компьютерах. Теперь вы платите за эту систему ровно ноль. Потому что такого же типа системы бесплатны и они в облаках. И таких виртуальных облаков не существовало еще 15 лет назад».
Сегодня никаких существенных прорывов без симбиоза экономики и технологий не произойдёт. Вот совершенно конкретный пример, рассказанный в первый день форума биоинженером Ману Пракашем. Он совершил невероятное — создал настоящий микроскоп, который стоит всего 1 доллар. И этим однодолларовым микроскопом пользуются уже по всему миру. Вот это и есть настоящая современная экономика.
Ману Пракаш, профессор Стэнфордского университета: «Недостаток оптической техники часто мешает проводить медицинские анализы во многих странах мира. Теперь есть альтернатива — конструкция, где самые дорогие детали: линза за 70 центов и светодиод, а всё остальное сделано и вовсе из бумаги. Вес такого микроскопа всего 8 граммов, а цена — 1 доллар».
Причём в этой гуманистической экономике, построенной на современных технологиях, мы показываем отличные результаты. Так небольшая московская компания создаёт уже реально работающие экзоскелеты, которые вчерашнее будущее делают сегодняшним настоящим. У Дениса Левина страшная травма позвоночника, которая должна была приковать его к инвалидному креслу на всю жизнь, но он ходит. Он идёт по огромному коридору «Экспофорума» и ловит на себе восторженные взгляды экономистов и финансистов.
– Насколько для вас это сейчас сложно или наоборот, вы даже не замечаете?
Денис Левин, пилот экзоскелета: «Изначально это сложно, просто я отвык находиться в прямом положении, то есть для меня это уже не тривиальная задача. Но всё приходит с тренировками. С каждой тренировкой становится всё легче и проще. У меня разрыв спинного мозга на уровне 8-9 грудного позвонка».
Кстати, о том, что этот форум 2017 года необычайно технологичный, отметил и тот, кто напрямую отвечает за развитие цифровых систем по всей стране – министр связи Николай Никифоров.
Николай Никифоров, министр связи и массовых коммуникаций Российской Федерации: «Роль связистов и цифровизаторов в жизни в экономике РФ всё возрастает. Это, безусловно, один из самых цифровых форумов и тема цифровизации звучит практически на всех круглых столах, встречах и уверен, что на пленарном заседании мы услышим много стратегических задач в этой плоскости».
Но технологии технологиями, а классические контракты, новые деловые связи и привлечение инвесторов — никто не отменял. Вот так после очередного брифинга бизнесмены самых разных рангов буквально оккупировали Алексея Кудрина, пытаясь сквозь журналистов и пресс-службу передать ему свою визитку, и получить взамен заветную его. Или вот, например, крайне интересное голосование среди профессионального сообщества: "Какая надпись вызовет у вас большее желание приобрести товар?". Обратный отсчёт…
Надпись «сделано в России» в итоге заняла лишь 4 место. И это крайне важное голосование показывает не столько наше место в иерархии глобальной экономики, сколько тот гандикап, который мы все время стремимся сократить даже не задумываясь насколько это в реальности бесполезное дело.
Павел Никифоров: «Это одна из реперных точек всего форума: не нужно никого догонять, ведь тот кого мы догоняем — сам бежит. Не нужно бежать за кремниевой долиной, не нужно бежать за экономикой запада. Нужно просто побежать в другую сторону, по своему пути. И так и хочется сказать — по особому пути. А ведь это уже на уровне национальной идеи».
И это крайне важно, потому что истинная цель и главная тема петербургского форума все же не про мировую экономику, а про национальную, внутреннюю. И, похоже, в силу все тех же технологий, она получила новый шанс. Шанс пойти, как раз по своему оригинальному, цифровому пути. И если мы этим не воспользуемся, то другого шанса в 21 веке может больше и не представится.