В гостях у программы «Хорошее утро» — Наталья Феоктистова, заведующая научно-просветительским отделом Государственного историко-мемориального музея «Смольный».
марианна дьякова,ведущая: В этом году исполняется 210 лет Смольному институту, самому зданию, которое было построено специально для института по проекту Джакомо Кваренги.
михаил спичка:ведущий: О Смольном институте мы и будем сегодня говорить. У нас в гостях заведующая научно-просветительским отделом Государственного историко-мемориального музея «Смольный», Наталья Феоктистова.
марианна дьякова,ведущая: Императорское воспитательное общество благородных девиц было открыто по указу Екатерины II и тем самым проложило путь женскому образованию в России. Сейчас, спустя много лет, как мы можем оценить это событие?
Наталья Феоктистова,заведующая научно-просветительским отделом Государственного историко-мемориального музея «Смольный»: Уже при первом выпуске, его называли «екатерининский», а срок обучения тогда в Смольном институте был очень продолжительный, 12 лет, и выпустились девушки в 1786 году, они говорили, как светлячки, разлетелись по просторам Российской Империи, неся свет культуры в общество. Надо сказать, что до вступления на престол императрицы Екатерины II в 1762 году, все российские государи исходили из того, что, поскольку женщина не годится для военной, морской и государственной тем более службы, незачем тратить казённые деньги на её образование. Она прекрасно может быть образована и воспитана гувернантками. Екатерина II, в прошлом, напомню, София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская, выйдя замуж за наследного принца, будущего императора Петра Фёдоровича, а затем сама став императрицей, решила ситуацию исправить. Набравшись традициями культуры Европы, она захотела российскому дворянину дать достойную пару. Как любила она формулировать: «добрую жену, полезную мать, почтительную дочь». С её точки зрения в России необходимо было воспитать новую породу женщин. А это значило: женщина должна быть высоконравственной, религиозной. Поэтому главное попечение следует иметь о вере — так считали в Смольном институте. Женщина должна быть образованной, эстетически развитой, — отсюда такие дисциплины, как танцевание, пение, рисование, и конечно же, физически здоровой. Закаливанию уделяли большое внимание.
михаил спичка:ведущий: Скажите, вот сословный ценз, дворянский, он сохранялся на протяжении всей истории института?
Наталья Феоктистова,заведующая научно-просветительским отделом Государственного историко-мемориального музея «Смольный»: Да, сугубо сословное учреждение. Более того, там воспитывались сливки аристократического общества России. Преимущество давалось представителям древних благородных родов Российской Империи, которые имели статус дворянства за 100-тие до принятия Екатериной II жалованной грамоты с перечислением привилегий этого сословия. А когда мы говорим об открытых учебных заведениях, о гимназиях, первая из которых была создана в нашем городе, Санкт-Петербурге в 1858 году 29 марта, она была названа Мариинской гимназией в честь супруги Императора Александра II, Марии Александровны, которая была очень заинтересована, следила за образовательным процессом в России, знала выдающихся педагогов, вот они, эти открытые женские заведения, часто были всесословные, к тому же они не требовали долголетнего отрыва от семьи. А вот институты благородных девиц, первым из которых был Смольный, и хронологически, и по своему статусу, они предполагали не только получение образования, воспитания, но и проживания в этом учреждении вплоть до полного окончания этого заведения. В этом был определённый смысл. Хотя не каждая семья была готова расстаться со своим чадом на столь длительный срок. А какая идея лежала в основе такого решения? Ребёнок не должен набираться дурных примеров в окружающем мире. Он не должен видеть лень, грубость, ложь.
марианна дьякова,ведущая: Должен взращиваться как цветок в изолированных условиях.
михаил спичка:ведущий: Но с другой стороны — потом-то они выходили в мир!
Наталья Феоктистова,заведующая научно-просветительским отделом Государственного историко-мемориального музея «Смольный»: И вот это была проблема. Она воспитывались, как говорила Екатерина II «на подаваемых им примерам добродетели», а примером добродетели была классная дама. Но жизнь есть жизнь. Вот это классная дама, она приехала к вам тоже в гости. Она должна была являть собой пример идеальной женщины. Классным дамам запрещено было демонстрировать личное огорчение и срываться на девицах, потому что главное достоинство дворянина — это сдержанность, дабы не вселять в детей уныние и задумчивость.
марианна дьякова,ведущая: А в наше время, как вы считаете, допускают ли идею раздельного образования, женской гимназии, женского института?
Наталья Феоктистова,заведующая научно-просветительским отделом Государственного историко-мемориального музея «Смольный»: Мне кажется, в этом нет особого смысла. Мы только что говорили о том, что для выпускниц возникало противоречие. За пределами института им жизнь представлялась праздником. Потому что они ездили смотреть достопримечательности, посещали театры, их даже приглашали во дворец на какие-то мероприятия, попечители любили принимать их у себя в гостях. Им казалось, что ты учишься, выполняешь своё главное предназначение, а за пределами учёбы жизнь — это просто праздник. И к мужчинам они относились очень настороженно. Они не видели, как общается с мужчинами мама, тётя, сестра, поэтому тоже возникали недоразумения. Я думаю, реалии жизни должны быть видны ребёнку с младых ногтей.
михаил спичка:ведущий: Кстати о мужчинах. Я хотел предположить, что у выпускниц институтов благородных девиц было больше шансов составить себе хорошую партию.
Наталья Феоктистова,заведующая научно-просветительским отделом Государственного историко-мемориального музея «Смольный»: Безусловно. Очень любили брать их в жёны. И для того, чтобы познакомиться с воспитанницей, на балы для старших приглашались мальчики из трёх самых престижных петербургских училищ. Два из них — военные: Пажеский корпус и Кадетский морской, и Императорское училища правоведения, одним из основателей которого был Пётр Георгиевич Ольденбургский. Он большую роль сыграл в Смольном институте, проводил там реформы. Его очень любили и персонал, и воспитанницы и называли «наш принц». Девушки могли познакомиться с молодыми людьми, увлекались ими. И люди по-старше. Вот, Александр II, император не устоял перед очарованием княжны Долгорукой. Екатерина Долгорукая была приглашена им на выпускной танец. Знал он её ещё подростком, а тут встретил взрослую барышню 18 лет. Во время танца возникла какая-то симпатия, а потом начался многолетний роман, в котором рождались дети. Хотя у государя и государыни уже были взрослые дети, эта пара много лет прожила вместе, и Марии Александровне приходилось делать вид, что она ничего не знает о бурном романе своего супруга. В конечном счёте, когда государыня умерла, Александр II венчался со своей возлюбленной. ЕкатеринаДолгорукая под именем княгини Юрьевской стала морганатической супругой.
Со Смольным связано очень много интересных историй. Кстати, в Смольном проходили балы раз в месяц. До часу ночи они шли, и не только балы, но и встречи с родственниками, какими-то посетителями. Таким образом Фёдор Иванович Тютчев, который навещал своих дочерей — у него две дочери учились в институте — он увлёкся племянницей одной из классных дам, Еленой Денисьевой. Мы знаем, целый цикл стихотворений Тютчева «Денисьевский» посвящён Лёле, то есть его возлюбленной, последней музе в его жизни.
марианна дьякова,ведущая: Какой интересный разговор у нас получается, и не только образовательный, но и романтический.
Наталья Феоктистова,заведующая научно-просветительским отделом Государственного историко-мемориального музея «Смольный»: А что касается образования, для того, чтобы сейчас ребёнок получил образование, хотя это было среднее учебное заведение, но соответствующее выпускницам Смольного института, он должен закончить языковую гимназию, музыкальную школу, балетный класс или танцевальную школу, заниматься спортом и посещать уроки рукоделия.