Форумы как двигатели культурной эволюции. Так было во времена античные, это же наблюдаем сегодня. С 14 по 16 ноября в нашем городе проходил Международный культурный форум. Все флаги в гости были к нам, светская жизнь кипела. Местом высочайшего культурного напряжения стал Манеж — там о современном искусстве спорили, обсуждали его влияние на городскую среду. Но главное — в рамках форума открыли долгожданную выставку «Дейнека / Самохвалов». Выставка-поединок о жизни и войне, свободе и любви на фоне токарных станков и метростроя.
Профессор Московской консерватории Владимир Чинаев даже составил к экспозиции саундтрек — туда вошла музыка, созвучная эпохе. Симфонии Шостаковича пятая, седьмая, восьмая, им же написанная песня про то, что «Родина слышит, родина знает», «Спортивный марш» Дунаевского. Вот так — послушаешь перед визитом в Манеж, проникнешься и отправишься на выставку. С подробностями корреспондент телеканала «Санкт-Петербург» Дарья Патрина.
Дейнека и Самохвалов не просто современники, почти ровесники. Оба из глубинки, один из Курска, другой из Бежецка. Один учился в Москве у Фаворского, другой – в Петрограде у Петрова-Водкина. Оба были обласканы властью, особенно в 1930-е годы – самые выезжающие и самые продаваемые советские художники. Дейнека восемь раз участвовал в Венецианской биеннале. А на Всемирной выставке в Париже в 1937 году, когда СССР взял Гран-при, оба оформляли финальный зал советского павильона.
Виртуальную встречу в Манеже Дейнеки и Самохвалова дизайнер выставки Антон Горланов и куратор Семен Михайловский оформили как встречу на футбольном стадионе. В Манеже выстроены трибуны, картины развешаны по секторам: «Спорт и труд», «Тело и дети», «Война и мир». Переходы сглажены. От спорта к труду – через «Героев первой пятилетки», от «Тела» к «Детям» через знаменитую картину Дейнеки «Мать».
Темы картин постоянно пересекаются. Крупные буквы «Д» и «С» – маркеры где чья работа. На одном поле играют бодрый, энергичный физкультурник Дейнека и созерцательный метафизический Самохвалов. Разницу в типажах видно даже по автопортретам. Вот – москвич Дейнека, а это – ленинградец Самохвалов. Впрочем, в живописи оба оказались на высоте.
Увидеть в соцреализме больших художников российскому зрителю довольно сложно. Но стоит лишь снять шоры. Вот – в самохваловской «Головомойке» знаменитая перевернутая перспектива его учителя Петрова-Водкина. А «Девушка в футболке» выполнена в разных цветах задолго до Энди Уорхола. «Футболист» Дейнеки – ярчайший пример модернизма, одна из 38 картин, приехавших на выставку из картинной галереи Курска.
Лучшие представители соцреализма плоть от плоти мирового искусства. Чтобы понять это, возможно, необходим взгляд извне. Первая монография об Александре Дейнеке готовится выйти в США. Ее название – «Коллективное тело», ее автор – профессор Северо-Западного университета в Чикаго Кристина Кэр.
Возвращение к фигуративности и реализму в живописи – сейчас мировая тенденция. И для нас это шанс новым взглядом посмотреть на художников, работавших в русле социалистического реализма, заново их открыть и присвоить своей культуре их неоспоримые достижения. Это будет востребовано, поскольку идеология – не главное. Дейнека и Самохвалов приводят зрителя к пустому футбольному полю, где должен быть шум трибун.