Российская национальная библиотека, площадь Островского, дом 1-3

Андрей Смирнов,ведущий:

16 января 1547 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялось венчание на царство первого русского царя Ивана IV Васильевича, позднее прозванного Грозным. К этому событию приурочили и открывшийся 26 февраля 1547 года Поместный собор Русской церкви, на котором впервые Великий князь Владимирский и Новгородский Александр Ярославович впервые был канонизирован как общерусский святой.

Кстати, к периоду правления Ивана Грозного из правящей династии Рюриковичей было причислено к лику святых всего лишь два великих князя: это Владимир Святославич, за то, что Русь крестил в 988 году, и Александр Ярославович, он же — Невский, за то, что отстоял веру православную.

Отдел рукописей БАН

АРТЁМ ЖУКОВ,научный сотрудник научно-исследовательского отдела рукописей БАН, кандидат исторических наук:

На соборе 1547 года надо было определить кого следует почитать местно, кому установить общерусское почитание и, соответственно, обозначив вот этот список святых, уже дальше обеспечить все необходимые материалы, для того, чтобы это почитание осуществлялось. Речь идёт о чём: мало составить Житие, чтобы святого начали почитать, надо ещё составить Службу, которая ему будет посвящена.

Я хочу вашему вниманию представить одну рукопись — она датируется как раз 60-ми годами XVI века. Это один из наиболее ранних списков Службы Александру Невскому, который хранится в Отделе рукописей Библиотеки академии наук. Служба Александру Невскому даёт такой, достаточно своеобразный его образ: с одной стороны к Александру Невскому обращаются как к целителю, с другой стороны — обращаются как к защитнику русской земли.

Что касается XVIII века, то его уже начинают изображать преимущественно как князя, соответственно, в мантии, в доспехах, с вооружением. И вот миниатюры, которые представлены в этих рукописях — это как раз миниатюра XVIII века. Вот тут интересно, сама рукопись написана была в XVI веке, а потом на одном из листов, свободных от текста, была изображена уже в XVIII веке миниатюра с изображением Александра Невского.

Вторая миниатюра выполнена на более высоком профессиональном уровне в этой рукописи. Переплёт был выполнен в XX веке, украшен средником с чеканным изображением, такая вот гравировка. Сама рукопись датируется XVIII веком и этим же временем датируется и миниатюра с изображением святого Александра Невского.

Что касается образа Александра Невского в петровскую эпоху, то представления о нём претерпевают некую эволюцию. Именно в эпоху Петра I и в годы правления его преемников. В частности Феофан Прокопович уподобляет Петра I Александру Невскому, как бы ставя их в один ряд. И эта идея она находит очень живое такое восприятие в обществе, которая отразилась в том числе и в рукописях.

Андрей Смирнов,ведущий:
Фактически, благодаря стараниям Петра, а затем его потомков — в частности Елизаветы Петровны и последующим императорам,  Екатерине Второй, мы присутствуем при формировании полноценного государственного статуса святого благоверного князя Александра Невского.
АРТЁМ ЖУКОВ,научный сотрудник научно-исследовательского отдела рукописей БАН, кандидат исторических наук:

Я думаю, что тут было бы некорректно говорить о том, что этот процесс завершился при Петре I и мне кажется, что не вполне корректно говорить о том, что этот процесс вообще завершился и завершится.

Дело в том, что Александр Невский — всё-таки это одна из тех личностей, которая… проходит его восприятие через всю нашу историю. Каждое новое поколение формирует свой собственный взгляд на Александра Невского.

Андрей Смирнов,ведущий:
На сегодняшний день известно более 20 редакций Жития Святого благоверного князя Александра Невского, чьё погребение в 1263 году в Рождественском Владимирском монастыре фактически послужило начальным шагом для последующей общерусской канонизации князя как святого. Сначала было его местное почитание, которое с веками только усиливалось. Русские государи связывали с его заступничеством собственные победы. Так было и с Иваном Грозным, и с Петром Великим: один стал первым русским царём, а другой – первым российским императором. Ну а образ Александра Невского благополучно вошёл в структуру государственной идеологии.