На связи со студией программы «Утро в Петербурге» Ольга Балабанова, художник.
Ксения Бобрикова,ведущая: Нередко вышивка ассоциируется с чем-о таким старинным, древним, своего рода бабушкиным увлечением. Но это не так. Сегодня этот вид декоративно-прикладного искусства переживает новый виток развития.
Тимофей Зудин,ведущий: А помогают этому развитию такие художники, как Ольга Балабанова из Нижнего Новгорода. Её куклы и броши всемирно известных писателей, художников, киногероев и всеми любимых мультяшных героев украшают интерьеры и одежду по всему миру от Австралии до Китая.
Ксения Бобрикова,ведущая: Но и это ещё не всё. Изделиями автора можно не только любоваться, но и делиться с ними сокровенными мыслями и чувствами. В одном из ваших интервью вы говорите, что с вашими куклами-портретами советуются, изливают им душу. Как так получилось, что ваши творения обладают таким психотерапевтическим эффектом?
Ольга Балабанова,художник: Наверное, у человека всегда была потребность в мудром собеседнике. А любимые писатели всегда могут составить такую компанию, поделиться умными мыслями. Тем более, что мы когда-то их читали, поэтому можем предположить, что они нам могут ответить. Поэтому обращаемся к ним за советом. Можем даже пожаловаться и получить мудрый ответ на ситуацию, в которой сейчас находишься.
Тимофей Зудин,ведущий: Почему вы решили шить именно писателей и художников?
Ольга Балабанова,художник: Для меня это с детства авторитеты. Например, Достоевский – один из самых моих любимых писателей. Много беру вдохновения и от него, и от Льва Толстого. В поэзии это Ахматова, Цветаева, Гумилёв. Поэтому мне всегда хочется, чтобы они были рядом. Когда я начала это делать, поняла, что другим людям это тоже откликается, они тоже хотят брать с собой в путешествие любимого писателя или персонажа любимого романа. С ним можно завтракать и посадить на полку в библиотеке.
Ксения Бобрикова,ведущая: Глядя на броши и портреты, сделанные вами, складывается впечатление, что это всё нарисовано. А на самом деле это вышивка. Как удаётся достичь такого сходства с оригиналом?
Ольга Балабанова,художник: Я же художник и много занималась графикой. Поэтому для меня нет какой-то особой разницы рисовать пером, тушью, кистью или нитками. Мне удаётся достичь такого сходства потому, что я просто рисую, но только не карандашом.
Тимофей Зудин,ведущий: Как вы сами говорите, вы работаете в технике интуитивного шитья. Что вы подразумеваете?
Ольга Балабанова,художник: В традиционной вышивке изначально на ткани можно уже нарисовать контуры. А я делаю набело без эскиза.
Тимофей Зудин,ведущий: Сколько кукол вы уже сшили на сегодняшний день?
Ольга Балабанова,художник: Не считала. Наверное, сотни.
Ксения Бобрикова,ведущая: Почему Хемингуэя вы нарисовали с рыбьим хвостом, Толстому придумали шапку-лису, а Ван Гог с Дали слушают музыку на смартфоне?
Ольга Балабанова,художник: Для меня произведение «Старик и море» — философское, даже метафорическое произведение. Поэтому Хемингуэй, рыба и старик Сантьяго для меня единый образ и символ способа достижения целей путём невероятных усилий. Шапка Толстого – часть предновогодней выставки «Искусство кукол», то есть это своего рода карнавал. Чехов был, например, в шапке с чайкой.
Тимофей Зудин,ведущий: Как вы думаете, с помощью ваших кукол удаётся привлечь к чтению книг и изучению искусства молодёжь?
Ольга Балабанова,художник: Безусловно удаётся. Выкладывая в Инстаграме определённый пост, часто рассказываю о прочитанных книгах. Может люди бы прошли мимо. А когда писатель в интересном образе, человеку хочется зайти и прочитать.