В гостях у программы «Утро в Петербурге» Эдуард Стругов, предприниматель, специалист в области трансформации социально-экономических систем.
Ксения Бобрикова,ведущая: В своём мобильном телефоне вы сможете найти новости, причём те, которые интересны именно вам. Подобрать подарки, к примеру, на Новый год, найти развлечения на каникулы.
Тимофей Зудин,ведущий: Только действительно ли вы сами решаете, что читать, что купить, куда отправиться или вы следуете выбору, который вам навязывают. Кто? Глобальные IT-корпорации, которые руководят всеми алгоритмами в интернете. Какие механизмы используются, чтобы влиять на наш выбор?
Эдуард Стругов,предприниматель, специалист в области трансформации социально-экономических систем: Это не просто проблема или ситуация, которая требует самого пристального внимания на всех уровнях. Влияние, которое на сегодняшний день оказывают IT-компании, определяющее. Происходит стыковка спроса и предложения через рекламную модель. Гугл – это 94% глобального рынка поисковых запросов, он уже давно потеснил Яндекс, и эта тенденция продолжается. Соответственно, мы должны самым пристальным образом следить и реагировать на то, что происходит именно в процессе выбора. Потому что это касается электоральных вопросов. Шум в Штатах по поводу президентских выборов был не просто так. Есть выборы товаров и услуг. В этой части люди работают по принципам новой поведенческой экономики. Методическая основа для влияния и создания предсказуемого выбора сформирована нобелевскими лауреатами. А IT гиганты являются местом и средой, где всё это реализуется. Когда вы видите рекламу, то можете даже не обращать на неё внимания, но подсознание в это время программируется. Поэтому, видя знакомые бренды, неважно хороши они или плохи, мы на них реагируем и покупаем.
Тимофей Зудин,ведущий: Чем нам это грозит в повседневной жизни? Что нам могут навязать в самом неприятном случае?
Эдуард Стругов,предприниматель, специалист в области трансформации социально-экономических систем: Всё. Начиная от выбора первого лица страны, заканчивая товарами и услугами. Даже ценности. В нашей стране мы слава богу отодвигаем и не даём разрушать базовые ценности. Тем не менее механизмы цифровых экосистем таковы, что никто никогда не сможет отследить, что кому конкретно показали. А алгоритмы поисковой выдачи преследуют определённые цели. Поэтому создание ассиметричной, альтернативной цифровой среды – это не просто вопрос национальной безопасности, а то, что определяет будущее страны.
Ксения Бобрикова,ведущая: А как её создать? И реально ли это сделать?
Эдуард Стругов,предприниматель, специалист в области трансформации социально-экономических систем: Это самый важный вопрос. Я могу сказать главное. Россия – единственная страна в мире, которая в состоянии решить этот вопрос по двум причинам. Во-первых, у нас сильнейшая математика, и здесь всё хорошо. А во-вторых, благодаря усилиям нашей вертикали, мы – единственная страна в мире, которая обладает настоящим суверенитетом.
Тимофей Зудин,ведущий: Могу ли я на своём личном уровне как-то ограничить этот ненужный мне контент?
Эдуард Стругов,предприниматель, специалист в области трансформации социально-экономических систем: Вы можете попытаться это сделать. Но в результате вы только отрежете себя от всего информационного потока: и положительного, и отрицательного. Вычеркнете себя из реальной жизни. То есть на практике это невозможно. Нужно поменять саму парадигму. А эти работы в России реализованы.
Тимофей Зудин,ведущий: Какие формы может принять это мировое влияние?
Эдуард Стругов,предприниматель, специалист в области трансформации социально-экономических систем: Я бы выделил две основные вещи. Первая – внутриполитическая. Вторая – экономическая. То, где происходит приложение усилий в рамках гибридной войны, идёт серьёзное столкновение интересов. Самое важное, мы должны быть готовы справиться с зарубежным влиянием на наших людей. Как в плане самостоятельно принимающих выбор о политической судьбе страны, так и самостоятельно принимающих выбор в плане того, что они потребляют каждый день. Национальные производители физически не могут прорваться сквозь барьер. Соответственно деньги уходят за границу, и это автоматически снижает уровень жизни. Поэтому это определяющая вещь.