В гостях у программы «Утро в Петербурге» Светлана Мурашкина, куратор выставки, научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа.
Марианна Дьякова,ведущая: Сегодня четверг, а это значит, что в эфире совместный проект Государственного Эрмитажа и телеканала «Санкт-Петербург» Эрмитаж. Говорим и показываем. И сегодня в центре нашего внимания выставка «Библия Гутенберга. Книги Нового времени». Центральный экспонат — первая крупноформатная книга. Можно ли сравнить появление и развитие книгопечатания с появлением интернета? Насколько для тех времён это было революционное событие?
Светлана Мурашкина,куратор выставки, научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: Когда мы только задумывали выставку, была идея рассказать не только о книге, но и о той эпохе – середине XV века, которая удивительным образом похожа на сегодняшнее время. Та информационная революция, которую переживали 500 лет назад, вдруг совпала в каких-то своих проявлениях с нашей сегодняшней ситуацией. Скорость распространения информации, которая начала многих пугать, доступность информации – это всё уже было. Были тогда и те же самые страхи. Говорили, что рукописная книга настоящая, а печатной доверять можно с трудом. Тогда эти страхи преодолели, печатная книга стала нормой жизни.
Михаил Спичка,ведущий: А иллюстрации в новых книгах были рукотворные или тоже печатные?
Светлана Мурашкина,куратор выставки, научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: В самой книге Гутенберга иллюстрации сделаны от руки. Но очень быстро, буквально через сто пятьдесят лет после Гутенберга в книгах появляются печатные иллюстрации. Об эволюции иллюстрации в печатной книге мы тоже рассказываем на выставке.
Марианна Дьякова,ведущая: Выставка организована совместно Эрмитажем и Российской Государственной библиотекой, и конкретно этот экспонат как раз предоставлен именно ею.
Светлана Мурашкина,куратор выставки, научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: Да, в 2019 году в Российской Государственной библиотеке была выставка собственных экспонатов о Библии Гутенберга и истории вокруг неё. Наша выставка сделана по следам той выставки, но экспонатов примерно поровну оттуда и наших из отделения гравюр. А сама Библия из Российской Государственной библиотеки – вещь уникальная и знаковая.
Марианна Дьякова,ведущая: Что ещё, кроме Библии стали печатать в те времена?
Светлана Мурашкина,куратор выставки, научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: Самые разные книги, брошюры, листовки. Богато украшенные издания и неприметные листочки, мимо которых можно пройти, но на самом деле это уникальные брошюры и однолистные издания. Это печатные индульгенции, листовки о том, как отличить фальшивые гульдены от настоящих. Печатали книги о выведении пятен, о средствах от чумы, учебники арифметики. По этим печатным изданиям мы понимаем, чем жили люди в то время. Уникальность их в том, что их не хранили, как Библию, ими пользовались. Поэтому они просто уходили из жизни. Есть такие, которые сохранились только в одном экземпляре.
Михаил Спичка,ведущий: А на каких языках печатали книги?
Светлана Мурашкина,куратор выставки, научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: Изначально это была больше латынь, потом уже развивалась печать на национальных языках. Не все же учатся в университетах и читают по латыни. Национальная орфография как раз начинает формироваться в связи с книгопечатанием.
Марианна Дьякова,ведущая: Какие были тиражи в то время?
Светлана Мурашкина,куратор выставки, научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: Тиражи были не очень большие. Самым большим, наверное, было 200-300 экземпляров.
Михаил Спичка,ведущий: Когда появляются издательства в том понимании, в котором мы знаем этот институт?
Светлана Мурашкина,куратор выставки, научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: Они формируются очень быстро. С началом книгопечатания появляются типографии, число их быстро растёт. А к концу XV века они начинают разоряться и выживают только крупные издательские дома, потому что это большое предприятие. Шрифты стоят дорого, бумагу надо закупать, книги где-то нужно хранить. Выясняется, что осилить это могут только большие издательские дома. Маленькие издательства остаются, но преимущество у больших. Издатель ищет тексты, затем специалистов, которые эти тексты отредактируют, заказывает художникам иллюстрации, эти проблемы приходится быстро решать. В это же время начинаются все проблемы с авторским правом.